Очень долгое время после подавления народно-освобо­дительного восстания в 1775 г. имя Пугачева — предво­дителя восстания — было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как «злодеи», «грабите­ли», «разбойники», «убийцы».

Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтиче­ские предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от­ носится к «разбойнику» с любовью, называя его «красным солнышком», «отцом», заступником угнетенных, защитни­ком бедных.

Великому Пушкину удалось создать правдивый исто­рический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в про­чувствованных словах Гринева — главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме од­ного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту силь­ное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время».

Пугачев для Гринева — враг, преступник, «злодей». Од­нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю­дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че­ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья,В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед­ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия.

Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво­боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ­ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью».

Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ­лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со­ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы­ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им.

Со временем Пугачев понимает обреченность восста­ния, поскольку большинство крестьян не привыкли отста­ивать свои права. Бунт для них — это «заблуждение, мгно­венное пьянство, а не изъявление их негодования». К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева — «воры», и это он тоже прекрасно понимает: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Но обратной дороги для Пугачева нет, по­скольку власти никогда не простят ему мятежа: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду про­должать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», — говорит он.

Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос­стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед­ливом заступнике и вожде.