Страница: [ 1 ]  2  

Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала.

Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп.

Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не спасти его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования.

Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то помочь ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.

Поэтому в этом подарке — не только благодарность за спасенную жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной, способным сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения.

Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Бело-горскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги — и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса.



Наиболее напряженно и драматично звучит мотив милосердия, когда Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И опять в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. «..Мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился... помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца...», — говорит Пугачев.

Эта последняя фраза многозначительна. Гринев действительно «видит», что Пугачев — не оголтелый убийца и разбойник. Сквозь внешнюю оболочку, сквозь маску самозванца молодой человек сумел разглядеть в нем потребность к добру, к всепрощению, желание испытывать уважение к самому себе.

Безусловно, пушкинский Пугачев — натура незаурядная. Это широкая русская душа, с ее извечной тягой к «удалому разгулью», буйству, молодечеству и с едва ли не превосходящей извечной тягой к жалости, всепрощению — чувствам истинно русским, национальным. На совести Пугачева много крови, зла, но, очевидно, несмотря на все его душегубство, сильна в нем вера в добро, в Божественное начало. Потребовалось так мало — искренняя благодарность Гринева, выраженная в виде вещественного подарка (заячий тулупчик) — для того, чтобы душа Пугачева оттаяла, отозвалась на этот зов.

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием.

Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться. Причем тяготение к Божественным началам в пушкинских героях явно преобладает над демоническим злом. Думается, человеческое совершенство в них напрямую связано с совершенством человеческой жизни. Если Достоевский утверждал наличие зла в самой Божественной природе человека, независимо от социальной среды, то взгляд Пухпкина на человеческую натуру более гуманный: его герой нравствен изначально, человечен по природе своей, а все остальное закладывается воспитанием, условиями жизни, судьбой.

Пугачев ведет себя достойно даже тогда, когда узнает, что Маша — дочь капитана Миронова. «Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был, и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души...», — просит Гринев. И Пугачев, уже неоднократно спасавший молодого человека, уже не может отказать ему. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. „Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!"»

Взаимоотношения Гринева и Пугачева — это не просто история милосердия, не просто плата добром за сделанное когда-то добро. Думается, ситуация здесь гораздо сложнее. Анализируя первую встречу героев, мы обычно видим в ней, прежде всего, «стакан вина и заячий тулупчик», благодарность Гринева за оказанную Пугачевым помощь. Но мы совершенно забываем о том, что, выведя молодого человека к постоялому двору в страшный, ужасный буран, вожатый фактически спас ему жизнь. И далее Пугачев многократно спасает Гринева. Оказав помощь однажды, Пугачев далее подсознательно, видимо, уже чувствует ответственность за судьбу доверившегося ему юноши.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»
    В Капитанской дочке А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном...смотреть целиком
  2. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
    Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...смотреть целиком
  3. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество...смотреть целиком
  4. Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Один из главных героев повести “Капитанская дочка” — предводитель народного восстания Емельян Пугачев. В наше время можно услышать много толков по поводу этого восстания, и все они различны: одни склонны называть это освободительной борьбой угнетенного...смотреть целиком
  5. Образ Гринева
    Пётр Гринёв – герой повести «Капитанская дочка», от имени, которого ведётся повествование. Образ Гринёва – продолжение темы рядового человека, «ничтожного героя», начатой в 1830 году «Домиком в Коломне» и «повестями Белкина». Сын симбирского помещика,...смотреть целиком
  6. Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка»)
    Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, как Зарема и Земфира из поэм “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”, нежные и робкие, любящие и верные, как Марья Троекурова...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька)
    Пугачев (Пугач, Емелька) — новый тип героя русской прозы, вождь антидворянского восстания, литературный «двойник» реального Емельяна Пугачева, изображенного в пушкинской хронике «История пугачевского бунта» (1836). «Тот» Пугачев — бессмысленно жесток,...смотреть целиком