В наше время существует огромное количество проблем. Но одно из важнейших мест занимает экологическая проблема.

Уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Экологическая ситуация постоянно ухудшается из-за человеческой глупости, жадности, недальновидности. Тема защиты природы волнует многих писателей. Она является ведущей в произведениях В. Астафьева, Ч. Айтматова, В Распутина и других авторов.

Философское осмысление проблемы взаимоотношений человека и природы — в романе Ч. Айтматова “Плаха”. В романе олицетворением природы выступает семья волков во главе с синеглазой волчицей Акбарой. Именно они, хищники, избраны писателем для роли обреченных на смерть существ. Гармония жизни в Моюнкумской саванне была взорвана “хунтой”. На стада сайгаков была устроена облава. “Изначальное равновесие” было нарушено: волки и сайгаки мчались рядом, объединенные общим стремлением уйти от врага — человека. В этой ситуации человек и зверь поменялись местами. Акбара увидела лицо человека, которое “явилось так близко и так страшно, что она ужаснулась”. Волчица увидела в человеке страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать. Бессмысленное массовое уничтожение животных — это угроза земному процветанию, предвестие гибели живого мира. Автор доказывает мысль, что уничтожение природы сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Природа мстит человеку, но ее месть не целенаправленна. Из-за жестокости одних страдают невиновные люди. Трагична судьба Бостона, человека честного, надежного, высокодуховного. Бостон знает и понимает природу. Он понимает “изнемогающее от горя сердце Акбары”, которая три раза потеряла потомство по вине человека. Бостон пытается вернуть волчат, унесенных из логова пьяницей Базарбаем, но это ему не удается. Когда волчица уносит сына Бостона, трагедия Моюнкумской саванны завершается. Бостон, стреляя в волчицу, нечаянно убивает своего сына. Убив сына, Бостон убивает свое будущее. Волчица и ребенок умирают вместе, чем доказывается единство всего живого.

Человек, по мысли писателя,— часть природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, нарушается гармония, что и ведет к катастрофе.

В повести В. Распутина “Прощание с Матерой” говорится о последних месяцах небольшой сибирской деревни. Старуха Дарья тяжелее всех воспринимает новость о том, что деревня, где прошла вся ее жизнь, должна быть затоплена. Дарья пытается сопротивляться, но плотина уже построена, и она не может ничего изменить.

Павел, сын Дарьи, задумывается о целесообразности решения, принятого “на верху”. Вспоминая, что затоплена будет “самая лучшая, веками ухоженная и удобренная” земля, Павел думает: “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы!”

Образ Дарьи напоминает об ином, более бережном отношении к жизни, природе, человеку, основанном на таких понятиях, как долг, помять, совесть. Ей понятно то, к чему многие остаются глухи. Она чувствует себя ответственной за все, что происходит вокруг, за Матеру, за землю, которая “всем принадлежит — кто до нас был и кто после нас придет”. Но главное беспокойство Дарьи — об утрате того, что человека делает человеком.

На наших глазах под воду уходит старая деревня, а с нею — вековой уклад, целый мир.

Уничтожение природы всегда влечет за собой последствия, одно из которых — необратимые духовные потери современного человека, оторванного от народных корней. Именно этой теме посвящено произведение В. Распутина “Прощание с Матерой”.



Человеку необходимо одуматься и понять, что без природы невозможна жизнь. А оберегать и защищать ее — это долг каждого. Именно этому и учит современная литература.