Автор делит все общество на взрослых и детей, и это распределение касается не возрастных особенностей человека. Главное – отношения с окружающим миром.

Для «взрослых» важным является материальное, для «детей» – духовное.

«Взрослые» не умеют фантазировать, потеряли воображение, «дети» могут в любом предмете, явлении увидеть необычное: так, как видит Маленький принц на рисунке летчика слона в удав, хотя умные «взрослые» – всего лишь шляпу.

Детский рисунок, сохраненный летчиком, является своеобразной «мерке» на искренность, девственность человеческой души.

Такое «испытания» рисунком проходит Маленький принц, упавший с неба в пустыню, где летчик чинил самолет после катастрофы.

Но и сам взрослый проходит проверку на «детскость» и воображение: рисует ящик, в котором находится воображаемый барашек, которого так хотел иметь Маленький принц.

Постепенно становится ясно: летчик и Маленький принц – люди, чьи души настроены на искренность и верность своим идеалам и нравственным ценностям.

Каждый день летчик узнает то новое из оговорок Маленького принца: откуда мальчик прибыл на нашу планету, как путешествовал.

Символично и рассказ о полезные травы и сорняки. Они, как люди – добрые и злые, их тоже не с первого взгляда различишь. «Сорняки» могут вырастать и в душе каждого человека, поэтому автор призывает внимательнее и тщательнее бороться со своими «баобабами» – отрицательными чертами характера.

И действительно, на планете Маленького принца, как и на всех других планетах, росли полезные травы и сорняки. Следовательно, там есть хорошие семена полезных трав и вредное семян сорняков. Но семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока какой насининци не заблагорассудится проснуться… Тогда она потягивается и сначала робко пускает к солнцу росток – волшебную маленькую невинную травинку. Если это будущий редис или роза – пусть себе растет. Но если это какая сорняк – нужно сразу, как только узнаешь тот росток, вырвать его с корнем. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… то семена баобабив1. Грунт планеты был совершенно поражен этим семенами. А баобаб, что когда узнаешь ее слишком поздно, то уже не избавишься. Он завладеет всю планету. Он пробьет ее своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов слишком много, они разорвут ее на куски.

«Есть такое правило, – говорил мне впоследствии Маленький принц – переоделся Встал поутру – тщательно убери и свою планету… Надо вырывать баобабы сразу же, как только увидишь, что это не розы, потому молодые побеги роз и баобабов почти одинаковые… Это очень скучная работа, но и очень приятная «.

В отличие от баобабов, роза, выросшая на астероиде Маленького принца, требует внимания и ухода. Это нежная и капризная цветок, который по своим прихотям прячет уязвимое сердце. А шипы, которыми наделена цветок, – лишь внешний атрибут, не может спасти от грубой силы.

Через образ розы и отношения между ней и Маленьким принцем автор передает свое понимание счастья: быть рядом с любимым человеком, помогать и защищать, оставаться верным в мыслях и чувствах.

Путешествуя соседними астероидами, Маленький принц встречается с разными лицами.

Эти герои – своеобразные человеческие черты характера.

Интересный образ короля, который отдавал приказы, которые не могли не выполняться: автор подталкивает нас к мысли, что власть и мудрость должны всегда сочетаться.

Вспоминая свою покинутую маленькую планету, Маленький принц немного загрустил и решился попросить короля:

- Мне хотелось бы посмотреть, как заходит солнце. Сделайте одолжение… Прикажите солнцу заходить…

- Если бы я повелю своему генералу летать как бабочка, с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской птицы и генерал не выполнит приказа, то кто был бы в том виноват – он или я?

- Вы, ваше величество, – твердо ответил Маленький принц.

- Точно, – согласился король. – С каждого надо только то, что он может сделать. Основой власти должен быть прежде всего ум. Если ты прикажешь своему народу броситься в море, он сделает революцию. Я имею право требовать послушания, потому что мои приказы умные.

Вопрос «Кто виноват в человеческих проблемах?», «Что делает человека несчастным? подстерегают каждого. Автор в сказке-притче дает ответ на эти вопросы своеобразными встречами Маленького принца с жителями астероидов: честолюбцем, пьяницей и бизнесменом. Каждый из этих героев полностью сосредоточен только на почете пьянке или подсчетах своего «имущества». Действия «взрослых» доходят до абсурда.

Мы можем сделать вывод – своими действиями человек должен приносить пользу, в первую очередь, для окружающего мира. Это видно из разговора Маленького принца с бизнесменом:

- Так что же ты делаешь с теми звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего. Я ими владею.

- Владеешь звездами?

- Да.

- Но я уже видел короля, который…

- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это большая разница.

- А зачем тебе владетьты звездами?

- Чтобы быть богатым?

- А зачем быть богатым?

- Чтобы покупать новые звезды, если их кто откроет.

«Этот, – подумал Маленький принц, – рассуждает почти так, как пьяница».

- Я владею звездами том, что до меня никто не додумался ими завладеть.

- Вот это верно, – ответил бизнесмен. – Считаю их и пересчитываю. Это трудно. Но я человек серьезный.

Это еще не удовлетворило Маленького принца.

- У меня, – сказал он, – есть цветок, я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все прочищаю – и действующие, и тот, который погас. Кто знает, как оно будет. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…

Бизнесмен открыл рот, но так и не нашел, что ответить, и Маленький принц ушел.

«Эти взрослые таки необычные люди», – простодушно думал он, странствуя дальше.

Примером верности своему делу является фонарщик, что зажигает свой фонарь вопреки усталости. Ценность фонарщика выражает Маленький принц.

Возможно, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, бизнесмен и пьяница. В его работе по крайней мере есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – то будто рождается еще одна звезда или цветок. Когда он гасит фонарь – это усыпляет ту звезду или цветок. Очень хорошее занятие. Это действительно полезно, ибо красиво «.

- Ужасная у меня работа. Прежде в этом был смысл. Утром я гасил фонарь, а вечером светил. Остаток дня, чтобы отдохнуть, и ночь, спать…

- А потом приказ переменился?

- Приказ не переменился, – сказал фонарщик. – В том и беда! Планета с каждым годом вращается все быстрее, а приказ не изменился.

- А как же теперь? – Спросил Маленький принц.

- Теперь планета полностью вращается в одну минуту, и я не имею ни секунды отдыха. Каждую минуту я зажигает фонарь и тушу.

Символично и встреча Маленького принца с Лисом. Среди пустыни уважительных деловых людей Маленький принц совсем одинок. Ноябрь также хочет иметь друга.

Ответ лиса – одна из ключевых мыслей сказки:

- Ты для меня пока только маленький мальчик, такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Я для тебя только лисица, такой же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом мире. И я буду для тебя один в целом мире…

- Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц. – Есть одна роза… кажется, она приручила меня…

- Возможно, – сказал Лис. – На Земле чего только не увидишь…

Ответственность за людей, что тебе поверили, стали тебе близки – вот главный стержень в отношениях людей.

«Мы все ответственны за тех, кого приручили», – эта фраза Маленького принца стала крылатой.

Комментарий

А. де Сент-Экзюпери обращает нас к вечным человеческим качествам – дружбе, любви, верности, доброты и душевной чистоты.

Символические образе сказки-притчи «Маленький принц» заставляют нас задуматься над собственной жизнью. В центре повествования стоит история из жизни героя, приобретает аллегорического содержания.

Для сказки-притчи характерны:

• отсутствие пространного сюжета;

• незначительное количество персонажей;

• символичность образов и ситуаций, их многозначность;

• условность времени и пространства;

• обучающий характер;

• философская или моральная насыщенность.

Притча строится на двоплановости изображения: реальные лица, явления, предметы скрывают настоящие отношения, проблемы бытия человечества, подталкивают нас к ассоциаций и размышлений, поиска морали.

Сказку-притчу А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» еще называют философской.