В кругу проблем, которые поднимает шиллеровская драма, главной есть проблема национально-освободительной борьбы угнетающих народов Европы против иностранных поработителей. В пьесе подпочвой проблемы является история Швейцарии XIV столетия, но, изображая героическую борьбу швейцарского народа за свою свободу и национальную независимость, Шиллер выразительно намекает на историческую аналогию между Швейцарией и современной драматургу Германией, которая в это время так же была раздроблена и фактически зависела от могучих соседей. Аналогия была тем актуальнее, что, подобно австрийским оккупантам, которые беспощадно грабили швейцарские земли, армия Французской республики еще 1792 года, воспользовавшись разобщенностью немецких княжеств, их политической и экономической слабостью, оккупировала левый берег Рейна.
Именно поэтому драма “Вильгельм Телль” стала непосредственным откликом Шиллера на важнейшие задачи современности, его ответом на жгучую проблему объединения Германии и объединение сил народа перед угрозой иностранного порабощения. Именно поэтому современники Шиллера уже после его смерти восприняли эту последнюю из завершенных драматургических работ художника как мужественный призыв к объединению Германии.
Из этих же причин своеобразной кульминацией и идейным центром шиллеровской драмы становится историческая сцена присяги повстанцев в горах близ озера Рютли, где крестьяне трех швейцарских кантонов создают союз для общего сопротивления иностранному насилию. Именно в этой сцене и звучит призыв, который становится главной идеей всего произведения - призыв к объединению всего народа для борьбы за свою национальную свободу и независимость. Ради этой большой цели, ради блага родины нужно забыть взаимные распри и образы, отказаться от личных амбиций, ведь, только объединив усилие, можно одержать победу. Эту мысль Шиллер ярко делает более выразительным в сцене встречи на лужайке Рютли, где собрались представители швейцарских кантонов, двух крестьян, которые только что судились за границу, но ради освобождения Швейцарии они забыли о своих распрях:
А это наш Рединг, старшина бывший.
“Мейер: Его я знаю. Он мой неприятель
В старом иске - за грунт сопредельный.
Перед судом мы, Рединг, враги.
“А здесь - мы друзья”(”Пожимает ему руку”.)
Призывая соотечественников к консолидации и сопротивлению иностранным поработителям, к единым, в конце концов революционным лозунгам действий, Шиллер вместе с тем полемизирует с идеями Французской буржуазной революции, которые оказались для него невоспринятыми. Как делал замечание профессор Ф.П.Шиллер, “создав драму, посвященную освобождению народа от чужеземных угнетателей силами самого народа, Шиллер сознательно подчеркивает разность характера и результатов этого народно-демократичного освобождение от тех результатов, к которым привела Французская буржуазная революция, - к бесконечным войнам, к завоеванию чужих земель, к лишению свободы и независимости более слабых народов”.
Вместе с тем захватнической политике французской революционной идеологии Шиллер противопоставляет в своей драме идеалы патриархальной народной демократии, которые подчеркивает в образах предводителей восстания. Призывая швейцарцев к вооруженному выступлению, они, во-первых, не стремятся к каким-то территориальным посягательствам на земле своих соседей, а лишь отстаивают законное право на собственную свободу и равные права ее законных жителей, унаследованные ими от деда, прадеда и грубо затронутые австрийскими завоевателями. Во-вторых, в отличие от идеологов Французской буржуазной революции, руководители швейцарского восстания не стремятся к единоличному первенству и высочеству, решают важные вопросы совместно, по взаимному согласию. Патриархальный демократизм швейцарцев, в конце концов, обнаруживает себя и в том, что они натянуто прибегают к насилию, т.е. вооруженному сопротивлению, но при этом не проливают реки крови, как французские революционеры, и, кроме того, почтительно относясь к прадавним традициям и обычаям, сохраняют согласие и взаимоуважение между социально неравными прослойками общества.
Поднимая вопрос и конфликты, актуальные для тогдашнего исторического развития Германии, проблематика шиллеровской пьесы далеко не исчерпывает ими своего художественного и исторического значения. Характеризуя проблематику и идейную направленность драмы Шиллера “Вильгельм Телль”, И.Франко справедливо отмечал, что пьеса эта “современная для каждого времени и каждого народа, который стонет под чужим политическим и общественным гнетом и желает из под его выбиться на волю”.
Персонажи драмы. Приступая к написанию пьесы, Ф.Шиллер поставил перед собой требование “наглядно и убедительно показать на сцене целый народ”, который, по замыслу драматурга, должен был стать главным действующим лицом его произведения. В своем стремлении срисовать широкие народные массы и создать обобщенные народные характеры драматург опирался на шекспировские традиции. “Шекспир смело выхватывал несколько фигур, я бы сказал, несколько глав из массы, чтобы они представляли весь народ, и они в самом деле представляют весь народ - такой удачный его выбор”, - писал он Гете 7 апреля 1797 года.
Ф.Шиллер назвал своего “Вильгельма Телля” “народной драмой”, и это действительно так, ведь его пьеса есть беспрецедентной как за количеством введенных в сценическое действие индивидуализированных образов из народа, так и с обзора на общее количество обозначенных самим автором персонажей. В списке действующих лиц пьесы - 47 персонажей (не считая безымянных участников массовых сцен - крестьян и австрийских воинов), из которых 36 - это образы крестьян и других неимущих прослоек трех швейцарских кантонов, которая охватывает действие пьесы. Все персонажи шиллеровской драмы четко делятся на два лагеря, первый из которых - это вражеский лагерь, представленный австрийцами и их наемниками, которые жестоко притесняют швейцарский люд, а второй - патриоты-швейцарцы, которые добиваются свободы и независимости родного края.