Ранние рассказы Шолохова коротки, в них отчетлива авторская позиция («Белый - так уж белый…»), поэтому они вызывали и вызывают эмоциональный отклик у школьников. Вот как воспринимались первые опыты молодого автора современниками. В «Ответах молодежной газеты нашим писателям» было напечатано: «М. Шолохову. Твой рассказ написан сочным, образным языком, тема его очень благодарна. Но это не рассказ, а только очерк. Не спеши, поработай над ним, очень стоит. Введи в него больше действия, больше живых людей и не слишком перегружай его образами; надо их уравновесить, чтобы один образ не заслонял другой, а ярче выделялся на фоне другого. Работай терпеливее, упорней». Предлежим подумать, можно ли отнести эти советы к тому рассказу, который они самостоятельно прочли, и если нет, то почему. Особенности ранних рассказов Шолохова выразительно охарактеризовал А. С. Серафимович: «Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь - перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество… Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды».

Так с самого начала знакомства нас с творчеством писателя мы обращаем их внимание на яркий и самобытный язык Шолохова. Шолоховская речь может оказать сильнейшее воздействие на формирование устной речи нас: легкость, полемический задор, стремительность реплик, непринужденность диалога и заражают стремлением к лаконизму, к убедительности суждений.

Анализируя ранние рассказы писателя, знакомим нас с трагической остротой социальных и человеческих конфликтов эпохи. К. Прийма передает слова Шолохова: «Поднятая целина» своими корнями уходит в глубь времени «Донских рассказов». И если красноармеец Нагульнов похож на Богатырева, Майданников - на Артема из «Двухмужней», Яков Лукич - на Якова Алексеевичи из «Червоточины», а Александр - белогвардеец из «Двухмужней» таит в себе искры, которые сверкнули в есауле Александре Иоловцеве, значит, что-то типичное, присущее героям «Донских рассказов», оказалось ценным, убедительным и живучим настолько, что проросло в «Поднятой целине».

Близость языка писателя народной речи, устному народному творчеству - в структуре каждой фразы произведения, в мастерском использовании близких просторечью метафор, реалистической природной символики, живописной народной фразеологии: «быльем поросло это», «скачем - ветер не поспевает слезы сушить», «обвилась, ровно хмель вокруг дуба», «глаза ясные, светлые, как небушко», «мужики сбились в кучу, не хуже, как вот эти овцы…».

Живут в тексте ранних произведений М. Шолохова и образы народных сказок и былин. Ефим в рассказе «Смертный враг» погибает, “но в сознании его всплывают слова: «Попомни, Ефим, убьют тебя - двадцать Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей…»

Использует автор и многие свойственные фольклорным произведениям приемы. В рассказе «Продкомиссар» легко обнаружить единоначалие двух важнейших главок - второй и четвертой. Глава: «Телеграфные столбы, воробьиным скоком обежавшие весь округ, сказали: разверстка». Глава 4: «Телеграфные столбы, воробьиным скоком обежавшие весь округ, сказали: на Хоире восстание».






«Все контрастно в рассказах Шолохова той социальной контрастностью, которую ни за что не смог бы извлечь из окружающей жизни и борьбы тот, кто сразу же делал бы для себя в этой борьбе выбор. И этому все время будут сопутствовать на страницах его рассказов контрасты в природе. Уже на ранней заре творчества она окрасит струи его рассказов изумрудной зеленью донских полей и лесов, синевой неба и донской волны, серебром полыни и киноварью суглинка, вымытого из-под кручи яров…».

В тот период, когда появлялись ранние рассказы Шолохова, шла напряженная борьба вокруг проблемы «живого человека» в художественной литературе. Шолохов ответил на этот спор, создав образы героев своих произведений. Хотя Читатель чаще всего обращается к самостоятельной работе нас прежде всего при изучении романа-эпопеи «Тихий Дон», все же в отдельных классах возможны и самостоятельно подготовленные доклады по одному из этих рассказов.

Роман-эпопея «Тихий Дон» по праву занимает центральное место в творчестве Шолохова. С первых лет своего создания он вошел в фонд классики мировой литературы.

Урок по «Тихому Дону» может содержать систему докладов читателей, которые посвящаются творческой истории произведения, его композиции, системе образов или центральным героям. Наибольшей популярностью пользуется обычно сообщение о Григории Мелехове и его трагической судьбе. Нужно с особым вниманием отнестись к этому материалу, поскольку «наша эпоха - эпоха обострения борьбы за Мелеховых… В условиях всемирной популярности шолоховской эпопеи особенно бросаются в глаза неточность, ограниченность подхода к образу Мелехова как к образу отщепенца, морально деградирующего человека, которого ждет якобы неизбежная гибель.

Это противоречит отношению к нему самого автора и большинства читателей. Шолохов учит мудрому соединению, политической проницательности и принципиальности с гуманностью и чуткостью. А. И. Метченко утверждал, что перед нами не только образ заблудившегося на перепутьях истории донского казака-это тип эпохи и типичная для того времени психологическая и политическая ситуация, при которой человек должен сделать выбор: прошлое или будущее (в данном случае это капитализм или социализм). Роман-эпопея должен предстать перед нами как книга о праве и обязанности выбора.

В последнее время высказывается мнение о том, что «воспитательное воздействие образа Мелехова возрастает». В чем причина этого влияния на сегодняшнюю юность? Наверное, в исступленном правдоискательстве, в этической бескомпромиссности героя. При всем том, что Григорий Мелехов тяжело ошибается в поступках, он никогда не кривит душой… Величие Мелехова в том, что в нем нет «второго человека».

Похожие сочинения

  1. М. А. Шолохов. Как вы понимаете слова «память сердца», ког­да читаете героические произведения
    Произведения каких жанров о Великой Отече­ственной войне вы запомнили сразу, после первого чтения? Какое из них, как вам кажется, ярче всего передает героизм эпохи? Предлагаем ответ семиклассника. «Конечно, в первую очередь запоми­наются рассказы...смотреть целиком
  2. Герои Шолохова
    Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего,...смотреть целиком
  3. Творческий путь писателя  Новое!
    Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в тысяча девятьсот пятом году. Он...смотреть целиком
  4. Творческий путь писателя — Михаил Шолохов  Новое!
    Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александровиҹ Шолохов родился на Дону в тысяҹа девятьсот пятом году. Он стал свидетелем...смотреть целиком
  5. Знакомясь с творчеством Михаила Шолохов
    Я всегда был уверен и не разубеждал, что даже самый маленький рассказчик может заключать в себе огромный смысл, волнения и трепет автора. "Донские рассказы" не стали исключением. И здесь я нашел о, что и ожидал увидеть, а именно, настоящую...смотреть целиком
  6. Мемориалы М.А. Шолохову  Новое!
    В год смерти писателя на его родине был открыт Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. Он расположен на территории двух районов Ростовской области, центр музея находится в станице Вёшенской. Туристы могут увидеть здесь дома, в которых...смотреть целиком
  7. Раскулачивание по Шолохову — узаконенные насилие и вседозволенность  Новое!
    В “Поднятой целине” изображен важнейший момент в жизни нашей страны — коллективизация, когда донское казачество вместе со всем трудовым советским крестьянством переходит к новой коллективной, социальной жизни. В центре романа стоят люди двух резко противоположных...смотреть целиком