В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывается о многих трагических моментах истории России начала ХХ века. Как самое страшное зло, изображается здесь гражданская война – жестокая бойня, в которой брат сражается против брата, сосед – против соседа. Но люди должны оставаться человечными, несмотря ни на что. Такую мысль писатель утверждает, например, в эпизоде «Кошевой в доме Мелеховых». Рассмотрим этот фрагмент, прослеживая гуманистические идеи автора.
Михаил Кошевой возвращается с фронта и приходит к любимой девушке, Дуне Мелеховой. Но мать возлюбленной, Ильинична, встречает его совсем неприветливо: «А ты кто такой мне, чтобы я тебя ждала? Нашему забору двоюродный плетень? - грубо ответила Ильинична, негодующе глянув в ненавистное ей лицо Кошевого».
Михаил знает, в чем он виноват, но не подает вида. Конечно, ему хочется забыть о совершенном несколько лет назад злодеянии. Кошевой пытается перевести разговор в другое русло, расспрашивает Ильиничну о домочадцах, в том числе – с явной тревогой – о Дуне. Так мы понимаем, насколько сильно он любит ее. И девушка отвечает Михаилу взаимностью: « Дуняшка прибирала в горнице и, заслышав Мишкин голос, побледнела, безмолвно всплеснула руками. Она вслушивалась в происходивший на кухне разговор, присев на лавку, не шевелясь. На лице Дуняшки то вспыхивал густой румянец, то бледность покрывала щеки так, что на тонкой горбинке носа выступали продольные белые полоски». Девушка волнуется не только потому, что ей предстоит долгожданная встреча с любимым. Кошевой – враг семьи Мелеховых. Он убил брата Дуни – Петра и свата Натальи – «деда Гришаку». И теперь Дуняшке очень трудно. Она не знает, как себя вести с Михаилом, ненавидеть которого не может, но и любовь показывать не должна. Ведь нельзя любить убийцу своего брата, нехорошо. Поэтому, обычно веселая и гостеприимная, девушка «чуть слышно» отвечает на приветствие Кошевого, хотя и рада ему. Рассерженная Ильинична тоже не дает молодым людям пообщаться, посылает Дуняшку за водой. Михаил понимает, что его пытаются прогнать, но не уходит. Герой очень упрям, он настойчиво добивается расположения к себе. В ответ на оскорбления Ильиничны Кошевой объясняет ей, что не он один виноват в гибели Петра и «деда Гришаки». Гораздо большая ответственность лежит на самой войне, где либо убиваешь ты, либо – тебя: «А ежели б Петро меня поймал, что бы он сделал? Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил. Не для того мы на энтих буграх сходились, чтобы нянькаться один с другим! На то она и война». Конечно, герой прав, но это не умаляет горя Ильиничны, потерявшей сына. Кошевой ей отвратителен: « Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить я тебя не могу! - настойчиво твердила Ильинична».
Однако герой продолжает доказывать свою правоту:«А Митрий Коршунов - сват ваш - не душегуб? А Григорий кто? Про сынка-то ты молчишь, а уж он-то душегуб настоящий, без подмесу!... Сколько он наших загубил, об этом ты знаешь? То-то и оно! Коли такое прозвище ты, тетушка, даешь всем, кто на войне был, тогда все мы душегубы». Михаил, безусловно, убедил Ильиничну, возразить ей было нечем, поэтому она решила закончить разговор: « Хватит! Некогда мне с тобой гутарить, шел бы ты домой».
Мы сочувствуем героине, но к Кошевому все больше проникаемся симпатией. Да, плохо, что он не просит прощения у Ильиничны. Ему бы следовало стать на колени перед страдающей матерью. Но герой выбирает даже более сложный путь: он сам пытается заменить Ильиничне сына.
Михаил искупает свой грех трудом. Работа не ждет, все надо делать вовремя, а кроме него мужчин в семье нет. Поэтому Кошевой сам начинает налаживать мирный быт Мелеховых. Герой работает, не жалея сил, а ведь он серьезно болен. Михаила одолевают приступы лихорадки: «Крупная дрожь сотрясала Мишкино тело. Стуча зубами, он прилег на принесенную Мишаткой дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо… После приступа он заметно ослабел. Движения его стали вялы и неуверенны»…
Болезнь Кошевого меняет отношение к нему Ильиничны. Если прежде она видела в Мишке лишь ненавистного убийцу своего сына, то теперь с удивлением замечает в нем совершенно иные, положительные качества: «потухшие глаза "душегуба" теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли, а в углах рта еще долго таилась чуть приметная улыбка»…Здесь, я думаю, Шолохов показывает нам, как важно постараться понять человека. Да, Ильиничне очень трудно было это сделать. Она, как многие из нас, пошла по пути наименьшего сопротивления: поставила Михаилу клеймо «душегуба» и слушать больше ничего не хотела. А ведь говорил ей Кошевой: «Тоже, нашла душегуба? Я, бывало, ягнока или поросенка не могу зарезать и зараз - знаю, что не зарежу. У меня на эту живность рука не налегает. Другие, бывало, режут - и то я уши заткну и ухожу куда-нибудь подальше, чтобы и не слыхать и не видать». Разве не человечность это? Хорошо, что Ильинична пусть поздно, но осознала свою неправоту и начала присматриваться к Кошевому: она «увидела, как страшно исхудал он за время болезни. Под серой от пыли гимнастеркой резко и выпукло очерчивались полудужья ключиц, выступами горбились острые от худобы углы широких плеч, и странно выглядел заросший рыжеватой щетиной кадык на ребячески тонкой шее... Чем больше всматривалась Ильинична в сутулую фигуру "душегуба", в восковое лицо его, тем сильнее испытывала чувство какого-то внутреннего неудобства, раздвоенности. И вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, - проснулась в сердце Ильиничны».
В этом эпизоде Шолохов еще раз показал нам, что не бывает людей без недостатков. Каждый из нас противоречив, порой сильно. Но надо верить в человека, видеть в нем хорошее, доброе, уметь прощать. Это и есть любовь к ближнему, основа жизни на земле.

Похожие сочинения

  1. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»  Новое!
    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...смотреть целиком
  2. Гражданская война как трагедия народа
    Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные...смотреть целиком
  3. Григорий Мелехов в банде Фомина  Новое!
    Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»
    Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья – женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства. Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни,...смотреть целиком
  5. Анализ произведения
    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями пе­риодов в истории нашей страны — времени Первой миро­вой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков,...смотреть целиком
  6. Гражданская война в «Донских рассказах» и романе «Тихий Дон»
    Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто междоусобную брань, человекам ужасную, любит. Гомер Рассказ-предварение — один из излюбленных приемов Михаила Александровича Шолохова. Так, в конце первой главы пятой части романа мы читаем:...смотреть целиком
  7. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»  Новое!
    Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель...смотреть целиком