Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать чужую боль, бесподобным умением любить, но мир, в котором он живет застав­ляет его быть жестоким, учит ненавидеть. Мучитель­но ищет Мелехов истину, свое место в жизни, настоя­щую правду, точку опоры. На своем пути он много ошибается, теряет, путается. Идя к истине, герой ока­зывается в банде Фомина.

Григорий Мелехов долго метался между белыми и красными, разочаровывался то в тех, то в других, но его приход в банду не печальный итог жизненных за­блуждений, не сознательный и хорошо обдуманный выбор, а результат трагической безысходности. На за­гнанного зверя похож он, скитающийся по хуторам: «Целыми днями он лежал в горнице, во двор выходил только по ночам. Все это было похоже на тюрьму. Гри­горий изнывал от тоски, от гнетущего безделья.... Под конец жить так стало невмоготу». Не разбойничать зовет сердце Мелехова, оно тянет его туда, где тепло и уютно, где покой и гармония: «Его неудержимо тяну­ло домой — к детям, к Аксинье». Жалко видеть Гри­гория, когда хозяин, укрывавший его, гонит со двора, а его суровая жена называет Мелехова дармоедом. «Куда же мне деваться? — вопрошает герой.— Все выходы у меня закрыты».

Фактически выгнанный со двора и идущий куда глаза глядят, Григорий встречает на своем пути не­сколько всадников. Так он попадает в банду Фомина. Чрезвычайно драматична та ситуация, в которую героя поставила гражданская война. «Итак, три доро­ги, и ни одной нету путевой... Деваться некуда, пото­му и выбрал»,— говорит он.

Мелехов с самого начала понимает несостоятель­ность, бессмысленность, абсурдность и бесперспек­тивность фоминской идеи. Да и руководящие способ­ности Фомина представляются ему весьма сомнитель­ными. «Он пуст, как пробка, и глуп, прямо-таки непроходимо глуп!» — говорит о Фомине Капарин.

Намерение Григория — не участвовать в кровопро­литиях, а при первом удобном случае покинуть банду и покончить с войной навсегда. «Он был твердо убеж­ден в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьезном столкновении с какой-либо регулярной ка­валерийской частью Красной Армии они будут раз­громлены наголову. И все же остался подручным у Фомина, «втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда — вместе с Ак­синьей — на юг».

Насилие давно стало вызывать в Григории отвра­щение. Насмотревшись за время войны всякого, он не может привыкнуть к человеческой смерти. Тяжело переносит Григорий убийство красноармейца, глупая и жестокая расправа над ним производит на Мелехова гнетущее впечатление.

В банде Фомина Григорий во всем остается верен себе. Он по-прежнему проявляет себя как хороший воин, отважно и смело сражается в бою. В отличие от беспечного Фомина, Григорий все хорошо просчиты­вает, ловко увертывается от чужой шашки; спасая свою жизнь, рубит сам.


Григорий по-прежнему искренен. Он прямо отвеча­ет на вопросы самонадеянного и глупого Фомина.

Герой не отступает от нравственных ценностей и пытается воззвать к ним членов банды, погрязших в пьянстве и мародерстве. Не найдя поддержки у каза­ков, члены банды и сам ее главарь утешения ищут в самогоне. Они грабят семьи советских служащих, от­бирая у них все, что попадается под руку. Устав быть свидетелем этого отвратительного зрелища, Григорий восклицает: «Мне это надоело, Фомин! Кончай граби­ловку и гулянки!». Фоминские мародеры перестают быть настоящими воинами. Торгуя награбленным на хуторах, они становятся похожи на «купцов-коробей­ников» . Стыдно Григорию смотреть на них, его разди­рают негодование и злоба. По этой причине Мелехов вступает в конфликт с Фоминым, и ему все же удается на какое-то время призвать того к порядку. Одного из отъявленных грабителей Фомин лично застрелил в строю из нагана.

Разгильдяйство Фомина приводит к разгрому бан­ды, от которой остается только пять человек. Пятого из них, благодаря своему мужеству и сноровке, спаса­ет именно Григорий. «Тебе не отрядом командовать, а овец стеречь!» — разгневанно говорит он Фомину. Казаки уважают Мелехова, но он не соглашается стать главарем отряда. Это не то, чего он искал. Григорий понимает, что он в этой банде «короткий гость».

Григорий разнимает в драке Фомина и Капарина. Капарин, видя глупую самоуверенность Фомина, хо­чет покинуть банду. Он подговаривает Григория на побег, но Мелехов не допускает измены и предатель­ства во^ имя спасения собственной жизни. Слушая дерзкий план Капарина, он содрогается от возмуще­ния, затем отбирает у него оружие, лишив тем самым возможности бежать. Унижается, плачет перед Гри­горием трусливый и подлый Капарин, и великодуш­ный Мелехов не выдает его Фомину. «До чего же ты склизкий человек...» — брезгливо говорит ему Григорий.

Жгучую боль вызывает у Григория убийство Стер-лядникова, срезанные лошадиными копытами пун­цовые головки тюльпанов. Угнетает его жизнь в бан­де, а когда Фомин начинает набирать в нее настоящих уголовников и людей, вообще далеких от казачества и войны, Мелехов не выдерживает. Герой понимает, что жизнь в банде не то, к чему он стремился, что не по пути ему с бандитами. «И вот с такими людьми связал я свою судьбу...»,— подумал он, охваченный тоской, горечью и злобой на самого себя, на всю эту постылую жизнь...».

Григорий, попадая в сложнейшие жизненные си­туации, не допускает своего нравственного падения, и участие его в банде — лишь следствие того, что он в страстном поиске правды попал в трагический тупик. «Никакой он не бандит, твой отец,— говорит Аксинья Мишатке,— Он так... Несчастный человек». Он жаж­дал истины и не нашел ее. Искал себя и не находил в расколотом всеобщей враждой и ненавистью мире.

«Моим рукам работать надо, а не воевать»,— гово­рит, вернувшись, Григорий Аксинье, и в этих его словах ключ к пониманию романа — великой эпопеи о трагической судьбе донского казачества.

Похожие сочинения

  1. Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится. Григорий верен...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
    Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат...смотреть целиком
  3. Тема войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
    Роман "Тихий Дон" - произведение широкое и многообразное. В нём гармонически переплетаются события предвоенного времени с начала первой мировой войны, а потом революции и гражданской войны, образуя смелое сочетание любовных, семейных и исторических эпизодов....смотреть целиком
  4. Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
    Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — огромный по своему значению русский национальный вклад в мировую литературу. Это подлинный шедевр, в кото­ром Шолохов выступает как писатель-новатор. Ис­пользуя традиции классиков, он делает собственные открытия, в...смотреть целиком
  5. Психология человека на войне (М. Шолохов и Л. Толстой)
    Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой...смотреть целиком
  6. Вечные законы человеческого бытия в романе М Шолохова «Тихий Дон»
    Книг о Шолохове, о его «Тихом Доне» написано много. Но о том, как создавался этот великий роман современности, мало что известно даже самому любознательному читателю, г Действие романа происходит в той среде, где особенно медленно прививалось новое....смотреть целиком
  7. Образ матери в романе Шолохова «Тихий дон»
    Читая «Тихий Дон», поражаешься зрелости мысли, удивительному мастерству тончайшего диалектического анализа взаимодействия человека и условий его бытия, власти традиций, умению отделить в них прочное, народное от наносного, умению наглядно показать столкновение...смотреть целиком