В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, ис­токов ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представите­лей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

В самом начале романа Шолохов описывает исто­рию семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кам­пании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается харак­тер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «... в отца попер: на полголо­вы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых про­резях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей ко­жей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.

С первых же страниц Григорий изображается в по­вседневной крестьянской жизни. Он, как и все на ху­торе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах кре­стьянского труда. Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию. Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».

Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.

Григорий — человек сильных страстей, решитель­ных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья. Жесто­ко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побо­явшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути. Женитьба на не­любимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавше­го ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой. Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину поро­ду выродился, истованный черкесюка!» — восклица­ет до смерти перепуганный Петр.

Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно гово­рит он жене.

Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невоз­можность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в от­рыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выгля­дел старше своих лет»,— говорит автор.

В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избие­ния им Листницкого младшего. Невзирая на положе­ние Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Меле­хов не боится наказания за свой поступок. Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собствен­ного достоинства. В нем его сила, и она способна ока­зать влияние на других людей, независимо от их чина и положения. В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.

Герой готов вступиться не только за свое, но и за чу­жое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Первая мировая война подхватила судьбу Григо­рия и закрутила ее в вихре бурных исторических со­бытий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офи­цера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, кото­рый мечтает его убить. Григорий показан мужест­венным, умелым воином. Но все же убийство челове­ка глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря чело­века и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -... уморился душой... Будто под мель­ничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что про­ливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталки­вают Мелехова со многими людьми, имеющими прин­ципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.

Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внима­тельно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.

Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомне­ния. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде цен­ностях, таких, как царь и казачий воинский долг. «Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заяв­ляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория. Эти сомнения положили начало трагиче­скому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.

Характер Григория Мелехова — характер поисти­не удивительный, поистине народный.

Похожие сочинения

  1. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»  Новое!
    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...смотреть целиком
  2. Образы главных героев в романе «Тихий Дон»
    Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. В романе сквозь призму множества героических судеб обычных людей показаны закономерности эпохи. Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее...смотреть целиком
  3. Тема войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
    Роман "Тихий Дон" - произведение широкое и многообразное. В нём гармонически переплетаются события предвоенного времени с начала первой мировой войны, а потом революции и гражданской войны, образуя смелое сочетание любовных, семейных и исторических эпизодов....смотреть целиком
  4. Женские судьбы в романе «Тихий Дон»
    Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе м. а. Шолохова «тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслительную деятельность учащихся...смотреть целиком
  5. Образ Георгия Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон»
    Григорий Мелехов — главный герой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный он или отрицательный. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего особого пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего...смотреть целиком
  6. Образ и характер Григорий Мелехов,Аксинья Дарья
    «Тихий Дон» — огромная ценность для историка и политэконома, для философа и социолога. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Григорий Мелехов Аксинья Дарья в романе Тихий Дон. Краткое содержание не дает понять весь смысл...смотреть целиком
  7. Вечные законы человеческого бытия в романе М Шолохова «Тихий Дон»
    Книг о Шолохове, о его «Тихом Доне» написано много. Но о том, как создавался этот великий роман современности, мало что известно даже самому любознательному читателю, г Действие романа происходит в той среде, где особенно медленно прививалось новое....смотреть целиком