«По Дону гуляет казак молодой,

А девица плачет над быстрой рекой».

Из народной песни

Было у Григория Мелехова за всю его жизнь только две женщины — Ната­лья и Аксинья.

На первый взгляд, это две разные личности, разные характеры, судьбы. Как противоположные берега одной реки. «Реки» по имени Григорий. На первый же взгляд, Григорий — это единственное общее, что между ними есть. Так ли это?

Сразу бросается в глаза коренное различие двух судеб, если брать во внима­ние начала жизненного пути обеих. Наталья — дочь Мирона Григорьевича, хозя­ина первого в хуторе куреня, любящего и понимающего отца. Аксинью же, 16 лет от роду, изнасиловал отец, которого за это впоследствии до смерти забили жена с сыном.

Наталья вышла замуж по любви, по собственному желанию («Люб мне Гриш­ка, а больше ни за кого не пойду!»). Не выгодно было Мирону Григорьевичу отда­вать дочь за Мелехова, можно было и богаче жениха сыскать, не бабника, а Григо­рий мало того, что потаскун, так ещё и турок: «зазорно трошки». Но «Наталья.— старшая дочь — была у отца любимицей, оттого не теснил её выбором». Аксинью «выдали за Степана 17 лет. Семья, оставшаяся без хозяина, не очень-то спраши­вала порченую девку, хочет ли она замуж».

Так по-разному начиналась жизнь у Натальи и Аксиньи. Кажется, нет ниче­го, что могло бы сделать похожими их, а на самом деле вышло, что есть.

Гришка, этот чёрный ласковый парень, оказался искрой, которая зажгла сердца обеих женщин. Этот пламень и «выкрасил» их, таких разных, в один — огненный — цвет. Горят им одинаково и пылкая Аксинья, и «на крыге зачатая» Наталья. Мы уже не замечаем разницы в мелочах, в том, как «гордо и высоко несёт свою счастливую, но срамную голову» Аксинья и как жалко выглядит На­талья со слегка склонённой набок головой. На первый план выходит то большое, что объединило их.Каждая из них посвятила свою жизнь одному ненаглядному. Ради него одна всю жизнь прожила в чужой семье (ведь Мелеховы без Григория были чужими для Натальи) в надежде на то, что вернётся он, законный. Другая где только не жила, чтобы быть с ним, не имела семьи при живом муже. Обе женщины расцветают, когда Григорий рядом, а когда оставляет, их сотрясают одинаковые рыдания. Са­мым дорогим, кроме самого Григория, и для Аксиньи, и для Натальи являются его дети; Аксинье даже всё равно, что дети — не её, она их искренне любит, видя в них Гришку, в трудную минуту заменяет им мать.

Из-за него, Гришки, терпят Аксинья и Наталья не только духовные страда­нья (Аксинья страдает из-за невозможности жить с любимым по-людски. Ната­лья получила первые удары вскоре после свадьбы, когда услышала: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся...»), но и физические: например, Аксинья заболе­ла тифом, когда поехала с Григорием в отступление, Наталья пыталась покон­чить с собой.

И Аксинья, и Наталья остаются духовно верны избраннику до конца дней своих. Причём и смерть обеих связана с Григорием. Наталья, оскорблённая, ос­леплённая горечью, не захотела родить от Григория. Аборт привёл к смерти. Ак­синья умирает от шальной пули в пути на Кубань, куда повёл её Григорий начать новую жизнь.

Выходит, у Аксиньи с Натальей, несмотря на кажущуюся противоположность, есть нечто общее, которое гораздо больше разного. Аксинья и Наталья — две сторо­ны одного треугольника (третья — Григорий). Их судьбы сошлись из-за любви и уже больше не расходились. Более того, мы видим, что без одной стороны распадаются и две другие: «потеряв жену, (Григорий) вдруг почувствовал к Аксинье какую-то от­чуждённость». После смерти Натальи прошло не так уж много времени, как погиб­ла Аксинья. Всё кончено и для Мелехова.

А лучше сказать, Наталья и Аксинья — два берега: один — пологий, другой — крутой. Только омываемы они водами одной и той же реки, которая растит на этих берегах одни и те же травы, одинаково ласкает в хорошую погоду, одинаково боль­но режет льдинами весной. И похожи берега во всём, что касается в них к водам.

Похожие сочинения

  1. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»  Новое!
    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...смотреть целиком
  2. Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится. Григорий верен...смотреть целиком
  3. Женские образы в романе "Тихий Дон"
    Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею “Тихий Дон” в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываем образ матери Григория — Ильиничны....смотреть целиком
  4. Проблема нравственного выбора человека в романе «Тихий Дон»
    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале «Новый мир» в 1940 году. Свой замысел романа Шолохов определял так: «Хотелось...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»
    Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья – женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства. Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни,...смотреть целиком
  6. Изложение монологов Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
    «И после того, когда полк вступил в полосу непрерывных боёв, Григорий всегда, сталкиваясь с неприятелем, находясь в непосредственной от него близости, испытывал всё то же острое чувство огромного, ненасытного любопытства к красноармейцам … «А что за...смотреть целиком
  7. Эпическая структура образов в романе «Тихий Дон»
    М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к пониманию объективного хода истории. В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось...смотреть целиком