Среди книг о предреволюционных и революционных событиях, гражданской войне «Тихий Дон» выделяется самобытной уникальностью. Писатель развернул перед нами, читателями, грандиозную эпическую картину жизни казачьего Дона с его историческими особенностями, традициями, своеобразным бытом, неисповедимым пересечением человеческих путей И судеб, социальными потрясениями. Это все — подлинная правда, взгляд на революцию не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих. Повествуя о беспощадном столкновении идеологий в кровавой гражданской войне, автор с неповторимой силой выразил мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Он не пытался скрыть или приглушить горечь трагедии, рожденной революцией.

«Тихий Дон» поражает горькой, неприглядной правдой обрисовки внутреннего мира и поступков тех героев, которые фанатично уверовали в правоверность своей «пролетарской позиции». Мишка Кошевой, друг-однокашник Мелехова, большевик, проявлял беспощадную непримиримость ко всем «непролетарским элементам». Он раздел и расстрелял добровольно сдавшегося красноармейцам Петра Мелехова (это не помешало ему жениться на сестре убитого), спешил в родной Татарский, чтобы «сжечь полхутора». Беспричинно застрелив почти столетнего Гришаку, Кошевой «брезгливо обошел» труп, поджег дом и сараи, а потом «спал в соседней леваде». Чувство «классовой ненависти» проявлялось в Кошевом, как и во многих других большевиках, господствовало над всеми другими проявлениями души. Кошевой, фанатически верующий в свою классовую правоту, — широко распространенный мрачный персонаж эпохи.

А трагический Григорий Мелехов, человечный, честный, не может не вызывать сочувствия. Ему много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными; «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира…» Котлярову, увлеченно доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает!..» Душа Мелехова страдает по его словам, оттого, «что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их». Судя по его раздумьям, поступкам, он был склонен искать мирные пути к решению жизненных противоречий.

Междоусобицы измотали Мелехова, но человечное в нем не угасло. Вот он на один день пришел в родной дом, взял на руки детей… «Целуя их поочередно, улыбаясь, долго слушал веселое щебетанье. Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и чем-то еще бесконечно родным. И сами они — эта плоть от плоти его, — крохотные степные птицы… Глаза Григория застилала туманная дымка слез…» Это общечеловеческое — драгоценнейшее в «Тихом Доне», его живая душа.

В потрясающей сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце.


Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели».

Проявлениям классовой жестокости, вражды, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведет героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основа жизни.

Голосом мира и согласия сопровождает героев романа песня. Казачий песенный репертуар, своего рода чуткая душа донского края, щедро запечатлел все, чем жили донцы. Песня стала важной содержательной и художественной частью произведения; она сопровождает мирную тему, противостоит войне, догмам классовой розни, характеризует быт и историю края…

Огромное впечатление производит сцена, когда в донской степи Григорий слушает, как поют отступающие белоказаки. «Над черной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня», напоминавшая казачеству о его прежде нерушимом единстве. В ее стародавних словах слышалось грозное предостережение: «А зима застает, братцы, холодная. Как и где—то нам, братцы, зимовать будет?» — и непрямо высказанное осуждение междоусобицы.

Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоуменного существования»? Автор не отвечает на этот вопрос. Его трагедия, усиленная в романе трагедией почти всех дорогих и родных ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке».

Своим «Тихим Доном» Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности в добре, мире, гуманизме, братстве и милосердии.

Похожие сочинения

  1. Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится. Григорий верен...смотреть целиком
  2. Гражданская война как трагедия народа
    Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные...смотреть целиком
  3. Григорий Мелехов в банде Фомина  Новое!
    Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать...смотреть целиком
  4. Образ Георгия Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон»
    Григорий Мелехов — главный герой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный он или отрицательный. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего особого пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего...смотреть целиком
  5. Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь  Новое!
    В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и страданиях, в надежде и горестях. Жизнь неостановима,...смотреть целиком
  6. Жанр и система образов в романе «Тихий Дон»
    Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого «Тихого Дона». Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они оба похожи на донскую степь — ковыльную вольницу,...смотреть целиком
  7. Вечные законы человеческого бытия в романе М Шолохова «Тихий Дон»
    Книг о Шолохове, о его «Тихом Доне» написано много. Но о том, как создавался этот великий роман современности, мало что известно даже самому любознательному читателю, г Действие романа происходит в той среде, где особенно медленно прививалось новое....смотреть целиком