В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни ка­заков, их традиции, культуру и нравы. Ро­ман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского ка­зачества. Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григо­рий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны наи­более развернуто, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизнен­ных исканиях отразилась судьба всего дон­ского казачества в это нелегкое время. С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского тру­да, забот по укреплению хозяйства, се­мьи. Писатель показывает нам, что тради­ции казачества включают в себя общече­ловеческие нравственные ценности. Художественный мир романа наполнен красками, насыщен красотой родной при­роды. Автор создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глуб­же раскрыть характеры героев, а читате­лям — проникнуться силой и красотой зем­ли, с которой связана жизнь казачества. В начале романа мы знакомимся с бы­том и нравами казачьей станицы накану­не первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясе­ний. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Ак­синьи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже здесь выявляется самобытность ге­роев, чьи чувства противоречат обще­принятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются ха­рактерные черты казачества. История же­нитьбы Григория говорит о том, что в ка­зачьей среде сын должен беспрекослов­но подчиняться воле отца. На примере его судьбы мы видим, насколько это мог­ло определить ход всей дальнейшей жиз­ни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастны­ми двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясе­ниями, которые пришли на донскую зем­лю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родст­венные связи. Мы видим, что расходятся жизненные пу­ти бывших друзей — Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политиче­скими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идеи справедливости, равен­ства и братства настолько овладевают Ко­шевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Ме­лехов — его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершен­но не обращает внимания на гнев Ильинич­ны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего свя­того. Он даже не позволяет себе рассла­биться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу ре­шают, а я кобылок пасу. Как же так? Ухо­дить надо, а то засосет», — думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатич­ное служение идее, непоколебимая уве­ренность в своей правоте свойственны и другим героям-коммунистам, изобра­женным Шолоховым в романе. Совсем по-иному рисует писатель Григо­рия Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время пер­вой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последо­вавшие затем Октябрьская революция и гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пы­тается сделать свой выбор. И что же? Сна­чала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. Когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски исти­ны так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.
Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий. Вся сущность Гри­гория сопротивляется насилию над чело­веком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — гово­рит он склоняющимся на сторону больше­виков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков прав­ды, испытаний, переходов и тяжелой внут­ренней борьбы. О чем было думать? За­чем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь каза­лась насмешливой, мудро-простой». Гри­горий приходит к пониманию, что «у каж­дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бо­роться. Надо биться с тем, кто хочет от­нять жизнь, право на нее».

Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смот­реть на нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непо­сильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны, в конце концов? Этим вопро­сом задается Григорий Мелехов и в его лице — все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле.

Григорий ожесточается, впадает в отчая­ние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять. Герой при­ходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изме­нить, хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Незыблемость в казачьей среде идеа­лов дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григо­рия Ильиничне и в его жене Наталье во­площены лучшие черты женщины-казач­ки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпе­ние, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья — красавица с независи­мым, смелым характером, бурным темпе­раментом — дополняет ряд образов каза­чек, делая их более разносторонними. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом го­ворила Григорию мать, и к осознанию это­го пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли при­водит читателя Шолохов, который возвра­щает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.

В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти цен­ности лежат в основе нравственности ка­зачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана в этом замечательном романе.

Похожие сочинения

  1. Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится. Григорий верен...смотреть целиком
  2. Контрольное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон»
    Цель: Обучать учащихся работе с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень читательских умений и творческих способностей; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Оборудование: Черновые...смотреть целиком
  3. Григорий Мелехов в банде Фомина  Новое!
    Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать...смотреть целиком
  4. Проблема нравственного выбора человека в романе «Тихий Дон»
    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале «Новый мир» в 1940 году. Свой замысел романа Шолохов определял так: «Хотелось...смотреть целиком
  5. Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    «Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии...смотреть целиком
  6. Наталья и Аксинья в романе «Тихий Дон»
    Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываем образ матери Григория — Ильиничны....смотреть целиком
  7. Спасительная женская любовь по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    «Тихий Дон» М. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви. Образ матери Григория Мелехова,...смотреть целиком