Читая «Тихий Дон», поражаешься зрелости мысли, удивительному мастерству тончайшего диалектического анализа взаимодействия человека и условий его бытия, власти традиций, умению отделить в них прочное, народное от наносного, умению наглядно показать столкновение одного с другим внутри одной и той же личности, особенно острое в условиях гигантской общественной ломки.

И одновременно какая чистая и высокая, поистине лирико-трагедийная нота звучит во всех эпизодах, где появляется образ матери! Неизбывное материнское горе одинаково пронзает наше сердце болью, погиб ли в «бойне» насильно мобилизованный подросток-казачок или красноармеец. Мать казачка, «…всплеснув руками, долго будет голосить по мертвому, рвать из седой головы космы волос». И точно так же где-то в Московской или Вятской губернии «горючей тоской оденется материнское сердце, слезами изойдут тусклые глаза, и каждодневно, всегда, до смерти будет вспоминать того, которого носила некогда в утробе, родила в крови и бабьих муках, который пал от вражьей пули где-то в безвестной Донщине…», Обе матери равно дороги писателю.

Поистине монументального величия достигает в последней книге образ Ильиничны. Он обретает здесь какую-то новую, возвышенную нравственную красоту и мудрость. Прекрасны ее раздавленные работой руки. Убедившись в том, что дочь Дуняша любит Михаила Кошевого, а тот привязался к детям Григория, Ильинична и этого, еще недавно ненавистного ей «чужака» (ведь он убил ее сына Петра), принимает в свое сердце.

Все прекраснее становится уже немного надломленная Аксинья. О ее броской красоте много раз говорилось и прежде, но описание ее порой сопровождал эпитет «порочная» (этот оттенок порочности исчезает в изображении Аксиньи, кормящей ребенка). В четвертой книге Аксинья предстает в ореоле такой любви, которая граничит с подвигом. Поистине прекрасен человек, обладающий такими россыпями чувств! Разве можно забыть эпизод, в котором показывается, как прорывается с таким трудом сдерживаемая любовь Аксиньи к Григорию при встрече с Мишуткой, перенесенная и на мальчика?! Как горька, как бедна радостями эта трагически завершенная жизнь!
Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи. В изображении ее особое значение приобретает параллель с Ильиничной. В них так много общего. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория своей чистотой, любовью к детям. Но она уже не смиряется, как в свое время смирилась Ильинична, выносившая побои и измены строптивого Пантелея Прокофьича. Она бунтует.


Аксинья и Наталья в равной степени дороги автору. И если Григорий предпочел Аксинью, то не потому, что первая достойнее второй. Придет срок, и он, не переставая любить Аксинью, отдаст должное и женской красоте, и нравственному достоинству Натальи. А позже будет глубоко переживать ее безвременную гибель.

Обаяние обеих героинь, как это часто бывает у Шолохова, подчеркнуто пейзажными параллелями. Глубоко реалистические, они одновременно лиричны и символичны. Вспомним горестные воспоминания Аксиньи о своей бедной радостями жизни, овладевшие ею, когда она, проснувшись на опушке леса, вдохнула грустный запах ландыша, осыпанного искрящимися слезинками росы. Не менее трогательна деталь пейзажа, сопровождающая последние часы жизни Натальи. «На подоконник с вишневых листьев ветер стряхнул слезинку росы». Эти слезинки росы сблизили у нас в сознании два образа. Их, эти образы, сближает и большая любовь к Григорию, а затем и материнское чувство к Натальиным детям, вспыхнувшее у Аксиньи.

Даже образ гулехи Дарьи, всегда более всего озабоченной своей внешностью и успехом у мужчин, вдруг оборачивается совершенно иной гранью. Она действительно «дьявольски хороша», артистична, жизнелюбива, по-своему искренна. Перед уходом из жизни она поняла, что «жизню прожила и была вроде слепой». А жизнь «…господи, красота-то какая!»

Герои Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные существа, живут с нами и среди нас. Мир его героев бесконечно сложен, многообразен, разнолик. Это отвечает убеждению художника, что каждый человек неповторимо своеобразен.

Похожие сочинения

  1. Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится. Григорий верен...смотреть целиком
  2. Анализ произведения
    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями пе­риодов в истории нашей страны — времени Первой миро­вой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков,...смотреть целиком
  3. Проблема нравственного выбора человека в романе «Тихий Дон»
    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале «Новый мир» в 1940 году. Свой замысел романа Шолохов определял так: «Хотелось...смотреть целиком
  4. Гражданская война как трагедия народа
    Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные...смотреть целиком
  5. Какой смысл заключен в поэтическом образе Дона в романе «Тихий Дон»
    Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название «Тихий Дон» полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины:...смотреть целиком
  6. Григорий Мелехов 4
    ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ — герой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), рукопись которого была подвергнута...смотреть целиком
  7. Казачество в романе Михаила Шолохова “Тихий Дон”  Новое!
    Роман М.А. Шолохова “Тихий Дон” – произведение эпическое, масштабное и одновременно символичное. И символика заложена уже в самом названии произведения. Дон – река равнинная, тихая, являющаяся источником жизни для очень многих народов. В непогоду же...смотреть целиком