Как в «Тихом Доне», так и в «Поднятой целине» много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея «собственной» сюжетной линии. Уж не говоря о «Тихом Доне», действие которого происходит в тот период, когда «всемирная история», как писал В. И. Ленин, неслась «с такой бешеной быстротой» и разрушала «все привычное, все старое молотом такой необъятной мощности, кризисами такой невиданной силы, что самые прочные предрассудки не выдерживали»,( и в «Поднятой целине» развитие событий идет не плавно, как это может показаться на первый взгляд. Ни на минуту человеческие страсти не затихают, и это создает стремительность последовательного, но неуклонного роста драматической напряженности. Сложные сцены, такие как, например, общее хуторское собрание с большим числом лиц, выступающих «за» и «против» колхоза, перемежаются с изображением центральных персонажей, и все это активно направляет развитие сюжета, таким образом, события в романе соединяются в одну непрерывную цепь.
В каждый эпизод Шолохов вводит немного действующих лиц. Это связано с его принципом изображения народных сцен. Шолохов стремился запечатлеть события в индивидуально-неповторимом облике. Но четко и определенно человеческий характер может проявиться только тогда, когда писатель сосредоточивает на нем внимание. Только при этом условии писатель может создать убедительный, правдивый образ.
Сравнивая постановку оперы «Тихий Дон» в театре имени Немировича-Данченко со спектаклем Большого театра, Шолохов в беседе с корреспондентом газеты «Советское искусство» сказал: «Меньшие размеры сценической площадки в театре имени Немировича-Данченко способствовали тому, что весь спектакль стал более сжатым, более четким, более реалистичным, более доказательным, чем спектакль в Большом театре. Большая площадь с огромным количеством исполнителей рассеивает внимание зрителя, мешает получению 'целостного впечатления».
В этом высказывании Шолохов в какой-то степени определил и свой принцип построения массовых сцен. Рисуя образ народа, он стремится к тому, чтобы персонажи романа выступали на первый план именно в тот момент, когда полнее и ярче может проявиться их характер. Тем самым Шолохов исключительно глубоко и полно раскрывает коллективную психологию народа. И нам кажется, что тот принцип изображения народных масс, который сам Шолохов определяет как принцип наибольшего сосредоточения авторского внимания на небольшой площадке, чтобы не рассеивалось «целостное впечатление», способствует реалистической полноте народных образов и более глубокому проникновению в существо явлений.