Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений.

Прежде всего, в обоих произведениях военная действительность

отражается не через восприятие какого-нибудь одного героя: и Л. Толстому, и М. Шолохову важно показать реакцию многих людей на войну и на связанные с ней перемены. Так, в «Войне и мире» мы слышали гордые слова Андрея Болконского о том, что он идет на войну из-за того, что «эта жизнь не по мне», толки московского и петербургского света и т. д. Точно также в «Тихом Доне» читатель одновременно или с незначительной отсрочкой узнает, как в разных местах казаки встречают весть о начале войны: полк Григория находится в Карпатах, часть Митьки Коршунова стоит под Вильнюсом, брата же Григория, Петра, мобилизация застает в хуторе Татарском.

В обоих произведениях отражено народное отношение к войне: у Л. Толстого — общенародное, у М. Шолохова — в его казачьем варианте.

В романе «Война и мир» война для народа — тяжелая работа, кровь, страдание, смерть. Вот картина похода перед Шенграбенским сражением: «По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки... Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры, бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди». Читая это описание, чувствуешь огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда, доходящую до предела усталость. Нет на войне ничего эффектного и показного, люди просто выполняют свой долг, не помышляя о том, что они герои (самый яр кий пример — батарея штабс-капитана Тушина).

Прошло почти сто лет, а в поведении человека на войне, ка жется, ничего не изменилось. Та же кровь, то же напряжение человеческих сил, то же искаженное войной лицо земли: «По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали местечки, деревни, городки... В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». И нет здесь никаких героев, а есть страх, ужас до потери рассудка и инстинктивная защита собственной жизни. Один из многочисленных примеров тому — эпизод с казаком Крюковым, спасшим казака Иванкова от смерти и убившим нескольким немцев, окруживших его: «...он, подняв на дыбы коня, вихляясь всем телом, отбивался шашкой до тех пор, пока ее не выбили. Выхватив у ближнего немца пику, он развернул ее, как на ученье». М. Шолохов не лишает Крюкова смелости и боевой изворотливости, но постепенно придает этой схватке характер безумной драки, где люди теряют свое человеческое лицо и, «озверев от страха», «кололи и били чем попало». («Обеспамятевшие от ужаса лошади налетали и бестолково сшибались»).

Перед нами — не героический подвиг, а обыкновенный военный эпизод, где обыкновенные люди, еще не искушенные в бою, испугались друг друга, вступили в бой, выполнив свой долг, и только случайность решила исход схватки. Здесь нет трусов, но нет и чудо-богатырей, а показана психика рядового человека в

Похожие сочинения

  1. Тихий Дон, в сокращении
    Все произведения в сокращении этого автора Тихий Дон Поднятая целина По окончании предпоследней турецкой кампании казак Прокофий Мелехов привел домой, в станицу Вешенская, пленную турчанку. От их брака родился сын, названный Пантелеем, такой же смуглый...смотреть целиком
  2. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...смотреть целиком
  3. Мишка Кошевой
    Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа....смотреть целиком
  4. Главные женские образы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»
    Наталья – женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают....смотреть целиком
  5. Возвращение Григория Мелехова на хутор (Анализ финала романа М.А.Шолохова "Тихий Дон": том 4, часть 8, глава 18)
    Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал с 1928 по 1940 гг. Этот роман написан в жанре эпопеи (впервые после «Войны и мира» Л.Н. Толстого). Дейст-вие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные великими событиями всемирно-исторического...смотреть целиком
  6. Григорий Мелехов – это талантливый, живой характер
    Сюжетно-тематическим узлом, в котором сходятся все нити монументального повествования, является художественный анализ причин и следствий казачьего восстания. Описание Верхнедонского восстания 1918 года автор даёт в третьей книге. В последнее время внимание...смотреть целиком
  7. Путь исканий Григория Мелехова   Новое!
    «Тихий Дон» М. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю,...смотреть целиком