Михаил Александрович Шолохов отразил судьбу народа, поиски истины в переломные годы революции и гражданской войны в романе-эпопее «Тихий Дон». Одним из центральных героев романа является Григорий Мелехов. Он представитель среднего казачества, выросший в крепкой зажиточной семье, обладающей определенным достатком. Но никогда в этой семье не пользовались наемным трудом. Тяжелый крестьянский труд для семьи Мелеховых был привычным делом. Среди земляков Григорий резко выделялся недюжинным природным умом, храбростью и ловкостью, силой воли, глубиной чувств и бурной, неукротимой натурой.
Но при всей остроте ума и природной сметливости Григорию трудно самостоятельно разобраться во всех общественных перипетиях и противоречиях. Он не встретил на своем пути политического руководителя, которому бы мог безоговорочно поверить, понять все происходящее. Поэтому так беспомощен Григорий в спорах с белыми офицерами. Сколько раз бывало, что он подсознательно чувствовал правду, но не умел ее доказать и вынужден был подчиняться тому, с чем внутренне был не согласен. «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь,— говорил он своему начальнику штаба, офицеру Копылову,— а вот припереть тебя не умею... Давай бросим об этом. Не путай меня, я и без тебя запутанный».
Лежа в госпитале, Григорий беседует с большевиком Гаранжой, который открывает глаза простому казаку на истинный смысл империалистической войны. Григорий возненавидел войну, рушились его представления о царе, о казачьем воинском долге. Но, вернувшись в родную станицу, Григорий заколебался в своих новых убеждениях. Изварин запутывает его идеей создания самостоятельного казачьего государства. Правда, и тут, не веря клевете Изварина на большевиков, Григорий не может противопоставить ему четкого мировоззрения. Григорий в вечных сомнениях, в поиске истины. «Ничего не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как метель в степи...» — говорит он Изварину. Он воюет то на стороне красных, то у белых, насильно мобилизованный, надеющийся отсидеться дома.
Григорий оказался для всех чужим. Казаки не доверяли ему, потому что раньше он был красным командиром, а когда он самовольно покинул белый фронт, пришедшие в хутор красные тоже не доверяли ему, потому что он был белым офицером. Двойное прошлое, как проклятие, ходило за ним. Во время контрреволюционного мятежа казаков Григорий командовал повстанческой дивизией, ему казалось, что он воюет за свое родное дело, но пришла белая армия и восстановила дореволюционные порядки, и понял Григорий, что он ошибся в какой уже раз. Мечась от красных к белым и обратно, Григорий не может найти своего места в жизни. Он хочет вырваться из этой круговерти совсем, остаться в стороне от решения сложных вопросов» но это невозможно. Гибнет единственная любовь Григория — Аксинья. Всю жизнь они несли в сердцах неугасимый огонь чувства. Это была трудная любовь: запретная, потому что Аксинья была чужой женой; беззаветная и преданная, то горькая и с изменами, так как по требованию отца Григорий женился на нелюбимой Наталье, а Аксинья, (переживая смерть дочери, утешалась в объятиях Листницко-5. Но вопреки всем испытаниям и невзгодам любовь устояла. Григорий и Аксинья мечтают о счастье вдали от кровавых боев, они хотят найти в этом двухцветном мире свой путь, островок мира и покоя. Но не дано третьего пути. Жизнь жестоко обошлась с Григорием. В пути на Кубань, к новой счастливой жизни, гибнет Аксинья, и Григорий, совершенно надломленный, возвращается домой. «Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...»
Правдиво Шолохов показал трагическую судьбу человека, не сумевшего вписаться в обстоятельства и время. В образе Григория Мелехова ярче всего проявилось характерное для Шолохова стремление не упрощать жизнь, а показывать ее во всей сложности и противоречивости. У писателя нет примитивного деления людей на «плохих» и «хороших», он показывает, что ичеловек с хорошими личными качествами — честный, принципиальный, мужественный — может совершать преступления против народа, если его сознание опутано ложью.
В романе-эпопее "Тихий Дон" М. А. Шолохов изобразил грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, своеобразным бытом, социальными потрясениями, человеческими характерами и судьбами.
Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.
Его трагедия — это трагедия личности, которую неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания. Этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял "бессмысленную жестокость".
Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека.
Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир. Смолоду он был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюбленным во все живое в природе. Как-то на сенокосе зарезал случайно дикого утенка и с большим чувством жалости смотрел на мертвый комочек. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю.
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. Облик убитого является потом и во сне, вызывая душевную боль.
Первые встречи с большевиками (Гаранжой, Подтелковым) настраивают Григория принять идею классовой ненависти. Однако неоправданная бесчеловечность Подтелкова, по приказу которого без суда были убиты пленные, оттолкнула Григория. Сделавшись председателем Донского ревкома, Подтелков стал высокомерным, жестоким, сам участвовал в убийстве пленных.
Не менее жестокими были белогвардейцы. Вспомним еще более кровавое судилище — казнь Подтелкова и всего отряда красноармейцев. Шолохов никому не прощает жестокости: ни большевику Мишке Кошевйму, сжегшему почти полхутора, убившему старого человека; ни садисту Митьке Коршунову, зверски расправившемуся с пленными, с матерью Кошевого; ни самому Григорию, когда он рубил матросов, мстя за себя, за брата, отца. Насилие порождает насилие. Григорий чутким разумом это понимает. Он страдает оттого, что стал на грани двух начал, "отрицая оба их". Судя по поступкам, раздумьям, переживаниям Григория, мы видим, что он часто ищет мирные пути решения жизненных противоречий, не хочет отвечать жестокостью на жестокость: приказывает отпустить пленного казака, освободить арестованных из тюрьмы, бросается спасать коммунистов Котлярова и Кошевого.
Междоусобицы измотали Мелехова. Но человеческое в нем не угасло. Вот он на один день пришел в родной дом, взял на руки детей... Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травой и еще чем-то родным. На глаза Григория наворачиваются слезы. Он мечтает ходить по мягкой земле с плугом, тоскует по мирной жизни, по Дону, по любви Аксиньи... А взамен этого — кровь, страдания, толпы пленных, непримиримая ненависть людей друг к другу.
Чем больше втягивал Мелехова круговорот гражданской войны, тем сильнее он мечтал о мирном труде: "Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась". И в своих снах Григорий ходит по высоким хлебам. Эта тоска по мирной жизни, извечно присущая человеку, — наиболее драгоценное в содержании "Тихого Дона". И страницы, овеянные мечтой о "горько-сладкой человеческой жизни", — наиболее поэтичны. Талантливый художник, Шолохов придавал им особо важное значение, считая их ключевыми, обнаруживающими источник мучений, причину трагедии Григория Мелехова. От горя, утрат, метаний герой рано постарел, однако не растерял человеческих чувств. Искренность, отзывчивость, способность к сопереживанию, сочувствию мы наблюдаем у Григория на протяжении всей его жизни. И особенно эти качества выразительны в завершающих частях романа. Героя потрясает зрелище убитых. Вот он хоронит замученную женщину, невинно убитого доброго деда Сашку и смотрит в огромное небо, прислушивается к земле, где продолжает кипеть жизнь.
Не раз рыдания сотрясают Григория. Он испытывает чувство безотчетной жалости к людям, ему хочется "отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира".
Но человека бывает трудно остановить, когда разум его помрачен этой враждой. И упреком Григорию звучат слова его матери: "Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай..."
Скорбный лик Божьей Матери на часовне, где был похоронен Валет, и надпись говорили о том, что нора одуматься, прекратить кровопролитие, вспомнить о назначении человека на земле.
Люди рождаются, умирают, радуются, горюют... И это прекрасно, считает Шолохов. Страшно насильственное прерывание жизни, на которое права не дано никому. Поэтому Шолохов не ищет правых и виноватых в войне, так как нет оправдания убийству.
Все преходяще, вечна лишь жизнь... Своим романом "Тихий Дон" писатель обращается и к нашему времени, учит искать ответы на жизненные вопросы, определять нравственные ценности не на пути нетерпимости и войны, а на пути мира, гуманизма, милосердия.