1. Семья — главная ценность.
2. Патриархальность жизни,казачества.
3. Роль веры в жизни казаков.

М. А. Шолохов писал: «Тихий Дон, я целую горячую землю твою». Обычно сдержанный и чаще всего даже суровый, говоря о родном крае, писатель становится лиричным. Его любовь к людям родного края, к обычаям родной земли проступает наружу.

Казачество — особое сословие на Руси, но и как в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные ценности — земля, нравственность, семья. Поэтому семья — основа народной жизни в романе Шолохова «Тихий Дон». И. И. Цыпенко писал: «Семья у Шолохова — изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». Казачья среда, ее жизнь изображены писателем с такой основательностью, что это позволяет нам воссоздать общий строй семейного уклада начала XX века.



Начало XX века — время кровавое, наверное, поэтому ценность понятия «семья» возвелась в десятикратную степень. Семейное начало для героев «Тихого Дона» — точка отчета. Каждая отдельная личность воспринимается неизменно как часть общего — семьи, рода. Циклично время, как и сама жизнь казака, человек смертен лишь сам по себе. Но в роду, в своих детях он продолжает свое существование, обретает бессмертие. Поэтому так много места в романе уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких. Потому так важно определить писателю, крепок ли род героя, насколько он чист, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, подобно тому, как жизнь Аксиньи поломало двойное преступление, совершенное ее родственниками. Только совершенно четко представляя значение для казака семьи, рода, можно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки». Казалось бы, кроме Пантелея Прокофьевича и Григория, а также Дуняши, нет пока «турок» в Татарском, но это не ошибка Шолохова: о том, что, несмотря ни на что, не пресекся род Мелеховых, говорит писатель, и заключительные строки романа объясняют эту загадочную фразу. Отношения внутри семьи учитывались с предельной точностью — «двоюродная тетка», «водворки». Эти слова в наше время существуют без того смысла, который вкладывали в них казаки. Родственная близость почиталась ими очень высоко. Вот почему в семье Мелеховых велика власть отца в доме. Патриархальность семейного уклада — одна из основных «китов» устройства семьи. Тон отца непреклонен, младшие переносят его безропотно, даже порывистый Григорий. Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот, как и положено сыну, не спорит. К тому же он опозорил семью постыдной связью с замужней соседкой. Гришка покорился не только воле отца, но решению родителей, поскольку именно Ильинична решила женить сына на Наталье и уговорила мужа: «...точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство».

Интересно, что слово отца, сказанного в приказном тоне — норма жизни казаческой семьи, но мы не встречаем в романе Шолохова сцен насилия в патриархальной семье. В патриархальной семье ответственные и сложные дела решались открыто, обсуждались совместно. Острые углы выравнивались, страсти утихомиривались. Личные устремления отходили на второй план, если они противоречили благополучию семьи. Не только непрекословно было слово отца, но и частенько — грубо. Грубость эта объяснялась не патриархальностью, а влиянием казарменных армейских нравов. Пантелей Прокофьевич любил «приложить» крепким словцом. Сво