Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — огромный по своему значению русский национальный вклад в мировую литературу. Это подлинный шедевр, в кото­ром Шолохов выступает как писатель-новатор. Ис­пользуя традиции классиков, он делает собственные открытия, в том числе и в многочисленных пейзаж­ных зарисовках, которыми чрезвычайно богата эта эпопея.

Шолоховские пейзажи щедры переливами интона­ций и разностью настроений, щедростью цветовой гаммы, уникальностью художественных деталей, языковым своеобразием. Они удивляют глубиной идейной связи с сюжетом, синтезом эпического и ли­рического начал.

Пейзажи в «Тихом Доне» динамичны. Автор пока­зывает все протекающие в природе изменения, пере­ходы от зимы к весне, от пробуждения ко сну, от дня к ночи, от цветения к увяданию.

Первые же главы романа поражают удивительной мощью природных красок. Перед читателем предста­ет неприрученная, первозданная природа: бескрай­ние поля, золотые, набухающие зерном колосья, цар­ственный Дон, величественная степь...

Уже само название романа обращает внимание чи­тателя на образ природы. «Тихий Дон» — звучит многозначно и символично. Дон-батюшка — вечный, гра­циозный. Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконеч­на, ней есть нечто бессмертное. Каждый год разлива­ется Дон, цветет степь, происходит солнцеворот, на­ливаются спелостью колосья. Не один раз писатель рисует смену времен года, но тем не менее похожие картины природы все же не повторяют друг друга, они только пробуждают мысль о вечности бытия, о по­вторяемости жизни и ее неиссякаемой вечности.

Не раз в пейзажном описании возникает образ сте­пи. Он занимает в романе особое место и воплощает народное представление о степи-матушке, матуш­ке-кормилице. Зацветает и увядает степь. Этот образ, как и образ Дона несет в себе идею вечности, бесконеч­ного обновления жизни.

Писатель одухотворяет степь: она одевается колы­шущимся серебром, ковыль ее молитвенно клонит­ся, земля тоскует о прохладе. Автор подчеркивает единство животного и растительного мира. Здесь и суслики, и сурки, и коршун, и кони, и полынь, и ко­выль. Этот пейзаж поражает своей метафоричностью (пшеничная россыпь звезд, сизо-опаловые волны ко­выля).



Природные зарисовки придают событиям еще больший эпический размах. Но при этом их отличает еще и необыкновенный лиризм.

Картины природы у Шолохова всегда предельно точные, они в мельчайших деталях передают особен­ности донской природы и всегда связаны с внутрен­ним состоянием героев или поворотом сюжета. Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны между собой. «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на мно­жество рукавов», как о реке, говорит о человеческом пути автор. Григорию, находящемуся в банде Фомина редкие, минуты душевного спокойствия дарит именно природа.

Жизнь казаков неразрывно связана с жизнью при­роды, потому что быт их основан на земледелии. Они зависимы от капризов погоды, неурожаев, засух, мо­розов и т. д. Их уклад жизни зависит от природного календаря: согласно его законам они сеют, жнут, ко­сят, рыбачат и т. п. Только война нарушает эту искон­ную связь. Человеку приходится жить иными забота­ми, а природа продолжает свое вечное движение. По­этому она предстает в романе могучей стихией, ведущей свое, хотя и связанное с человеком, но при этом зачастую совершенно самостоятельное сущест­вование.

Находясь во взаимосвязи с образами героев, карти­ны природы часто подчиняются задаче изображения внутреннего мира героя, играют фоновую роль, созда­ют для развития сюжета необходимую обстановку, нужную атмосферу. Так неистовство и сила любви Аксиньи подчеркивается в романе тем, что почти все сцены происходят на фоне буйно цветущей природы. Мы видим ее с Григорием у Дона, в ярких подсолну­хах, в хлебном поле, в степи. Показателен в этом отно­шении также эпизод гибели Аксиньи Похоронив ее, Гигорий увидел над собой «черное небо и ослепитель­но сияющий черный диск солнца». Черный диск солнца — образ необычный, он передает трагическое состояние героя, для которого со смертью возлюблен­ной действительно померк дневной свет.

Но пейзажи в «Тихом Доне» развиваются также параллельно душевным состояниям персонажей. Это происходит в том случае, если между ними обнаружи­вается глубокое сходство. При этом природа и человек как бы независимы друг от друга, и природа выступа­ет как равновеликая человеку сила. В этом открытии состоит новаторство Шолохова, в романе которого пейзаж представляет собой особый сюжетный символ жизни.

Интересен и удивителен язык писателя в описании природы. Здесь звучит и народная речь, и фольклор­ные элементы. Читатель встречает пословицы, пого­ворки, приметы, постоянные эпитеты, диалектные слова, многочисленные олицетворения и метафоры. Все это гармонично сочетается с книжной лексикой и придает повествованию неповторимый колорит.

Мастерски нарисованы шолоховские пейзажные зарисовки и масштабные картины природы. На их фоне разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, виртуозно изображенная великим пи­сателем.