Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон”, несомненно, является наиболее значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в своем произведении. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы — вот те нравственные основы, без которых не мыслит себя вольный казак.

Жизнь казаков определяется двумя понятиями — они и воины, и хлеборобы одновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обусловливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, но верным другом в бою и товарищем в труде (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.

Казаки у Шолохова очень свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда и толкнули их на восстание. Стремление казаков к свободе в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России.







Вообще, свобода для казачества — не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на нее со стороны большевиков. Борясь против красных, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.

В доме безграничной властью обладает глава семейства, но и здесь у Шолохова в известной мере присутствует тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделенной определенными представлениями о свободе. Именно такие в романе Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша по отношению к родителям ведет себя более почтительно. Ее стремление к свободе проявляется уже после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.

Очень широко в романе представлен мотив любви. Кроме Дуняши и Кошевого, в романе показана история любви главного героя Григория Мелехова к Аксинье, которая, несомненно, является одной из наиболее любимых героинь Шолохова. Любовь Григория и Аксиньи проходит через весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой силой. Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самых различных уровнях — “от семейного и бытового до судьбы всего края”. Из-за любви Аксинья уходит от мужа.

Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается земле, свободе и любви — вечным законам человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красных из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и жизнью. Таким образом, в романе М. А. Шолохова “Тихий дон” широко представлены вечные законы человеческого бытия, согласно которым живет вольное казачество. Более того, именно на них основан сюжет романа-эпопеи.

Похожие сочинения

  1. Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
    Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат...смотреть целиком
  2. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...смотреть целиком
  3. Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова "Тихий Дон"
    Язык романа "Тихий Дон" Михаила Шолохова неординарен. Нельзя сказать, что Шолохов открыл что-то новое в русской словесности, но в целом – по совокупности признаков – его проза выделяется среди общей массы произведений того времени. Рассмотрим...смотреть целиком
  4. Образы главных героев в романе «Тихий Дон»
    Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. В романе сквозь призму множества героических судеб обычных людей показаны закономерности эпохи. Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее...смотреть целиком
  5. Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века
    Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого “Тихого Дона”. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они оба похожи на донскую степь — ковыльную вольницу,...смотреть целиком
  6. Шолохов. “Тихий Дон” — роман-эпопея
    События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед I мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х...смотреть целиком
  7. Григорий Мелехов в поисках социальной правды  Новое!
    В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. «Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли...смотреть целиком