Взаимоотношения героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи, на первый взгляд, представляют собой обычный любовный треугольник. Но на фоне событий Первой Мировой, а затем и Гражданской войны в России — событий страшных, расколовших на два лагеря и общество, и кровно связанных между собою близких людей, — эти взаимоотношения героев приобретают особенно трагическую окраску. Внезапно вспыхнувшая любовь Григория к Аксинье нарушает все традиции и устои жизни казачьего хутора. Аксинья — замужняя женщина, жена соседа Мелеховых Степана Астахова, много перестрадала в своей недолгой молодости. Поэтому любовь к Григорию — единственное, что она ценит в своей жизни: «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием блюдя это в относительной тайне», то «в этом не было бы ничего необычного». Но «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь», и поэтому их родные приняли все возможные меры: отец решил женить Григория на Наталье Коршуновой, а вернувшийся Степан жестоко избил Аксинью. Для Натальи предстоящая свадьба — ожидание счастья: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» У брошенной, опозоренной Аксиньи «плелась в душе ненависть с великой любовью». Она «решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой». «Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше», — это ее решение почти осуществилось: недели через три «со страхом и озлоблением осознал» Григорий, что «не скоро расстаться» ему с болью в сердце, что не может забыть он прежнюю любовь. И принимает дерзкое решение — забрав Аксинью, уйти с ней в батраки в имение Листницких. Это вызов обществу — казак ушел батрачить, вызов традициям — бросить свою жену и уйти с чужой, но свободная душа Григория не хочет подчиняться предрассудкам общества. Наталья, «растоптанная нежданной, незаслуженной обидой», уходит к родителям, мучается в тоске. Более слабая по характеру, но глубоко и сильно любящая, она пишет Григорию самоотверженное письмо, где спрашивает, как ей жить дальше: «Пущай лучше я одна в землю затоптанная, чем двое». Получив ответ в два слова: «Живи одна», услышав в ограде церкви сплетни о себе, Наталья решается на самоубийство. К счастью, она осталась жить, но трагические взаимоотношения героев еще несколько лет будут продолжаться, подвергая их чувства тяжелейшим испытаниям. Григорий расстается с Аксиньей, уходя на службу, Аксинья потеряла дочь и от одиночества, от отчаяния уступила домогательствам молодого Листницкого, сына хозяина имения. После ранения в Первой Мировой войне Григорий возвращается в семью, не простив Аксинье измены. Рождение детей привязало его к семье, но события революции и начавшейся Гражданской войны не дают ему насладиться покоем и семейным счастьем. Война, кровь, смерть товарищей на глазах у Григория, жестокая расправа с врагами — все это озлобляет героя, делает недоступной его мечту о спокойной мирной жизни. И жертвами этой жизни становятся обе женщины. Наталья, перенесшая тяжелую болезнь, счастлива короткой встрече с мужем, но не знает, что он виделся с Аксиньей в Вешенской станице. Не знает, как решительно настроена Аксинья отвоевать любимого, пусть и чужого мужа. «В силах ты будешь — возьмешь его, а нет — не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь». После открытого вызова Аксиньи Наталья решает уйти от Григория, но мудрая свекровь уговаривает ее не торопиться с решением. Она не успела только отговорить ее от другого страшного решения: избавиться от нерожденного ребенка. Наталья погибает, и Григорий до конца своей жизни будет чувствовать свою вину за ее смерть. Аксинья приглядывает за его осиротевшими детьми, не раздумывая, она готова идти с Григорием хоть на край света. Но счастье без красных и белых не удалось: случайная пуля обрывает жизнь Аксиньи, и Григорий обречен на одиночество, страшное, беспросветное. «Черное небо и ослепительно сияющий диск солнца» над головой видит Григорий, похоронив Аксинью. Личная трагедия и трагедия братоубийственного времени сплелись в судьбе героя, не дали ему возможности нравственного выбора, принесли в жертву жизнь и счастье близких.