Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал с 1928 по 1940 гг. Этот роман написан в жанре эпопеи (впервые после «Войны и мира» Л.Н. Толстого). Дейст-вие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные великими событиями всемирно-исторического значения. Первая мировая война, Февральская, а затем Октябрьская революция, гражданская война – вот основные его вехи.
«Тихий Дон» - это одновременно история становления великого художника и торжество гуманистической мысли о России и революции. Шолохов не просто ввел множество новых фактов, он убеждал в глубочайшем трагизме революции, раскола народа на враждующие группы. Никакого ликующего праздника угне-тенных в кипении революции нет. Это очень кровавый путь обновления, может быть, неизбежный, но противоречивый и страшный для отдельного человека, его семьи, целого рода и всей страны. Нельзя говорить о том, что народ только «очи-щается» в революциях от рабства и покорности. Он часто и дичает, безумеет, по-просту звереет от вседозволенности, ломает нерушимое, становится игрушкой злых сил.
Губительный и страшной силой оказалась революция и для главного героя романа – Григория Мелехова. Противоречива и запутанна его судьба. Пытаясь ра-зобраться в происходящем, пытаясь все понять, все вместить, не выпадая из собы-тий, Григорий мечется из стана в стан, сражаясь то на стороне красных, то на сто-роне белых. Этот честный, смелый, трудолюбивый человек всю свою жизнь про-водит в чужой и «далекой ему стране» ненависти, смерти. Ожесточаясь, впадая в отчаяние, он с отвращением обнаруживает, как весь его талант, все его силы ухо-дят в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть «дома», в семье, среди любящих его людей. А он стремится к труду на земле, к покою, к детям, но вынужден быть вечно обращенным лицом к войне, «к стихии жестокости». По-чему все это происходит? Григорий хочет дознаться до самого главного в событи-ях. Он буквально одержим жаждой понять те силы, что «вступили в управление жизнью».
В финале романа Григорий Мелехов, устав от бесплодных метаний, вконец опустошенный, возвращается домой, на хутор Татарский. Была ранняя весна 1922 года. Когда сходит снег и подсыхает прошлогодняя трава, в степи начинаются «весенние палы» (пожары). Кругом зеленеет трава, пасутся пролетные гуси, вьют гнезда стрепета. А там, где прошлись палы, чернеет мертвая, обуглившаяся земля, «не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь». Такой же черной, вы-жженной как степь после пожаров, стала жизнь Григория. Шолохов недаром при-водит такое сравнение. Всего лишился Григорий, все отняла у него, все нарушила смерть. Одна надежда у него осталась – дети. Он еще не знает, что его ждет оче-редная потеря – осенью умерла Полюшка.
Осень и зиму Григорий прожил в лесу с дезертирами. Похоронив Аксинью, он трое суток скитался по степи, а потом отправился в Слащевскую дубраву, где, как он слышал, оседло живут дезертиры. Долго бродил он по лесу, но выйти к ка-кому-нибудь жилью не решался. После смерти Аксиньи Григорий утратил «разум и былую смелость». Измученного, отощавшего нашли его дезертиры и привели к себе в землянку. С наступлением холодов с «неожиданном силой» проснулась в нем тоска по родному дому, по детям. Днем Григорий старался отвлечься от этих мыслей работой: вырезал из дерева ложки, миски, фигурки. Но ночи были мучи-тельны, невыносимы. Не было больше сил чего-то ждать, от кого-то скрываться, он не мог больше жить, как загнанный зверь.
Григорий возвращается на хутор. Подойдя к дому, он бросил в воду винтов-ку, наган, патроны. Он не желал больше воевать ни на чьей стороне. Еще издали увидел он Мишатку. Наконец сбылось то немногое, о чем мечтал Григорий бес-сонными ночами: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»
Все движения героя в сложном пространстве романа – это путь хождения по мукам с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Мир дробится, а он ищет цельности, истин, не подавляющих целые группы людей. Он подмечает то, к чему другие равнодушны. Григорий Мелехов вплоть до окончания романа сохраняет высочайшую степень прозрения, интуитивного различия добра и зла. Он куда бо-лее последовательный гуманист, нежели застывшие в своей «ясности» представи-тели обоих враждующих лагерей.

Похожие сочинения

  1. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»  Новое!
    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...смотреть целиком
  2. Трагедия Григория Мелехова
    Цель: Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа м. а. Шолохова «тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;...смотреть целиком
  3. Гражданская война как трагедия народа
    Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные...смотреть целиком
  4. Судьба народная в романе «Тихий дон»
    «Тихий Дон» М. Шолохова — роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Петра Мелехова в романе «Тихий Дон»
    «Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян. Нет в нем и тех качеств, которые...смотреть целиком
  6. Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь  Новое!
    В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и страданиях, в надежде и горестях. Жизнь неостановима,...смотреть целиком
  7. Образы женшин казачек в романе М Шолохова «Тихий Дон»
    Свой роман-эпопею «Тихий Дон» Михаил Шолохов писал с 1925 по 1940 гг. В произведении охвачен промежуток времени, когда страна переживала моральные и социальные потрясения — Гражданскую войну, революцию. Это было страшное время, когда рушилась привычная...смотреть целиком