Выдающийся писатель Анри Мари Белль, известный больше под псевдонимом Фредерик Стендаль (1783-1842), считается основоположником французского реализма. Именно с ним связывают перемещение «центра эстетичного веса» в литературе XIX столетия от романтизма до реализма. В чем же заключается художественное новаторство Стендаля? Он смело пошел против течения: тогда, в первой половине XIX столетие, романтизм отмечал свою победу над классицизмом. Конечно, слово «победа» здесь употреблено условно, ведь классическое произведения воспринимаются и сегодня. Но романтизм определял тогда художественное лицо эпохи, именно его принципы «необыкновенный (чрезвычайный) герой в необыкновенных (чрезвычайных) обстоятельствах» - властвовали тогда. В моде были таинственные, нереальные герои, некогда никем не виданные пейзажи и люди и т.п. И вдруг, реальное описание реальной жизни, протекание действия даже не в Париже, а в провинции. Разве это литература, искусство? Но гений, поэтому и гений, который умеет плыть против и течения.

Стендаль довел, что и описание реальной повседневной жизни, настоящих человеческих чувств можно поднять к уровню искусства. Сейчас это не нуждается в доказательствах, а тогда было безусловным новаторством, тем более, что писатель положил в основу своего творческого метода почти математические


способы анализа таких «нематематических» понятий, как человеческие ум и душа. За Стендалем, писатель - не отшельник, а «историк и политик» в том смысле, который по его произведениям можно изучать историю человека и общества на определенном этапе ее развития. Одно из лозунгов Стендаля - писатель должен переводить «язык страстей на язык математики», подчиняясь «железным законам реального мира». Именно поэтому в произведениях Стендаля находим историзм в подходе к личности (Жульен Сорель - ни и именно своих пор, если бы он жил, скажем, за Наполеона - это его судьба и сложилась бы иначе, так как каждое время имеет свои законы). Именно поэтому подзаголовок к роману «Красное и черное» - «Хроника XIX столетия» - воображаются мотивированным. Именно поэтому по произведениям Бальзака, который относительно реалистической манеры изображения жизни пошел путем Стендаля, Марксу, как он сам сознался, изучать историю и … экономику. Франции было лучше, чем за научными историческими и экономическими роботами, а сам Бальзак называл себя «доктором обществоведческих наук».

И нельзя сказать, что в произведениях Стендаля не осталось и следов романтизма. Вспомним то самое «Красное и черное»: по романтическому горящие глаза Жульена Сореля; по романтическому фатальная месть («аббатик » стреляет в свою бывшую любовницу не где-нибудь, а именно в Божьем храме); по романтическому обставленное погребение Матильдою где ля Моль подрезанной головы своего любовника. Ведь взаимоотношения Стендаля и романтизма нельзя упрощать: говаривал писатель, полностью отверг принципы романтизма, принял сугубо реалистические основы творчества совмещения элементов этих ведущих направлений искусства XIX столетие, особенности индивидуального стиля (в частности те, о которых упоминалось ранее) и представляют суть художественно-эстетичного явления, которое в литературоведении получило название «реализм Стендаля».