Цели: продолжить работу над идейно-художественным содержанием поэмы; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать навыки составления сравнительной характеристики литературных героев; воспитывать чувство патриотизма, мужество, душевную стойкость.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Чтение наизусть учащимися отрывков из поэмы «Василий теркин» (см. Домашнее задание предыдущего урока).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. В книге автор изображает героев, которые выражают характер и судьбу народную: это и дед, и баба, и боец, с болью покидающий свой дом, и солдат, потерявший всю семью, и командир, умирающий со словами: «Вперёд, ребята! Я не ранен — я убит…» но главным героем поэмы по праву является Василий тёркин, который воплотил в себе лучшие черты человека, красоту и величие народной души…
IV. Работа над темой урока
1. выразительное чтение и анализ главы «Два солдата»
Беседа
• Вызывает ли у вас симпатии старый солдат? Чем именно?
• Как относится старик к своей прошлой судьбе, к солдатскому званию?
• Как в этой главе показаны личные качества деда, его отношение к жене?
• Как изображён в главе «Два солдата» боец нынешней войны, молодой солдат Василий Теркин?
Y Какими средствами поэт смог передать уменье, высокое мастерство русского солдата? найдите слова, по которым можно судить о Василии тёркине как искусном, умелом работнике (о таких людях говорят: «Дело мастера боится»).
Y Как относится Василий тёркин к старикам-хозяевам?
2. обобщение учителя
— В главе «Два солдата» раскрывается новая черта Василия тёркина. Он не только храбрый воин, но и хороший работник, «мастер на все руки» (твардовский недаром употребляет выражение «русский труженик-солдат»).
Тёркин в этой главе напоминает фольклорный образ русского солдата. В народных сказках и анекдотах солдат всё умеет делать, находит выход из любого положения, проявляет смекалку, часто может перехитрить хозяйку, которая пытается спрятать от него угощение. В фольклоре отразилось представление русского народа о лучших качествах своего солдата. таким умелым, ловким, сообразительным солдатом оказывается Василий тёркин. Дед восхищается своим младшим собратом, бабка верит во всемогущество русского солдата: просит сделать почти невозможное — починить часы.
Глава не случайно названа «Два солдата». В самом заголовке подчёркивается преемственная связь разных поколений русских воинов-патриотов.
3. выразительное чтение и анализ главы «Кто стрелял?»
Беседа
Y Что вызывает у солдат воспоминания о мирной жизни, о мирном труде? (Тихий вечер, звук майского жука, запах пашни, густая трава)
Y Как нужно понимать слова: «По ничьей, помятой, зряшной луговой траве»?
Y Кто может так думать о траве?
Y Какими словами твардовский передаёт настроение солдат, вызванное воспоминаниями о мирной жизни?
Y Какова роль контраста как художественного средства выразительности? Зачем нужно было писать о звуке майского жука? Какому другому звуку он противопоставляется и в чём именно?
Y Почему твардовский написал о товарищах, которые поздравили теркина: «И как будто всем неловко — неизвестно отчего. Виноваты, что ль, отчасти?»
Y Каково состояние самого тёркина, совершившего столь необычный подвиг?
4. обобщение учителя
— необычный, из ряда вон выходящий подвиг тёркина описан в поэме в чисто будничном, прозаическом плане. Сам тёркин воспринимает случившееся с испугом, потом шутит, шутят и товарищи, завидуют счастью, предстоящей награде. Героизм вошёл в быт воинов (об этом мы уже говорили), и героический поступок воспринимается фронтовиками как обычное явление, как норма поведения. Однако твардовский не снижает, не «заземляет» подвиг тёркина, он даёт возможность читателю почувствовать величие того, что совершает рядовой труженик войны. «разыскать тотчас героя»,— приказывает генерал. «Перешёл в герои тёркин»,— таково общее мнение солдат, поэт же прямо высказывает свою оценку поступка тёркина: «не зенитчик и не лётчик, а герой — не хуже их».
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. «Мозговой штурм» (работа в группах)
1 группа. Составьте сравнительную характеристику двух солдат (глава «Два солдата»).
2 группа. В чём смысл стилизации главы «Два солдата» под народную сказку?
3 группа. Сопоставьте главы «Переправа» и «Кто стрелял?» (общее и различное в них).
VI. Домашнее задание
1. Прочитать главы из поэмы «Василий тёркин» (по выбору).
2. Подготовиться к составлению характеристики главного героя поэмы.
«Василий Теркин». Теркин — воплощение лучших качеств народа
Цели: продолжить работу над идейно-художественным содержанием поэмы; показать связь поэмы с устным народным творчеством; продемонстрировать на основе образа тёркина воплощение лучших качеств народа; развивать творческие способности учащихся, умение анализировать художественный текст с использованием цитатного материала; формировать вдумчивого читателя; воспитывать чувство патриотизма, душевную стойкость, потребность творить добро.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Когда читаешь эту поэму впервые, конечно, обращаешь внимание и на искрометный юмор, на политбеседу: «не унывай!», на подвиги тёркина. Действительно, это интересно и достойно внимания: и переправа в ледяной воде, чтобы помочь десанту, и то, что тёркин собирается вернуться к товарищам и просит спирта сразу за «два конца» через реку, и то, как он из винтовки сбивает вражеский самолёт, и как поднимает роту в атаку после смерти командира, и как бьётся с фашистом один на один. В поэме много ярких глав-эпизодов, чтобы каждый из читателей — и современников поэмы, и «однополчан» героя смог найти своё, «почти о себе».
Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся тёркинская «пропаганда», но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.
III. Работа над темой урока
1. Сообщение учителя
— Знакомясь с главами поэмы «Василий тёркин» вы, наверное, обратили внимание на афористичность языка поэмы, на умение твардовского находить точные, ёмкие слова, вызывающие определённые ассоциации. Пехота дремлет, «сунув руки в рукава», солдаты на плацдарме «греют землю животом», пишут письма «друг у друга на спине», боец надел «почти что новые, с точки зренья старшины, сапоги кирзовые» и т. п. такие выражения пробуждают мысль читателя, вызывают в его сознании яркие картины со многими подробностями. Это примеры той «живописи словом», которую отмечают исследователи творчества твардовского.
Для языка поэмы «Василий тёркин» (как и для других произведений твардовского) характерна разговорная интонация. Мы всё время как будто слышим голос автора поэмы (рассказчика) и вместе с тем замечаем присутствие собеседника. Присутствие автора легко обнаружить в патетических, торжественных фразах («бой идёт святой и правый…», «Мать-земля моя родная…» и др.); в комментариях к описываемым событиям («не случалось видеть мне…», «Заключить теперь нельзя ли…»); в обращении к главному герою («тёркин, тёркин, добрый малый… загадал ты, друг, не мало»); в обращении к читателю («Стой-ка, брат», «нет, товарищ, не забудь», «рассуди-ка, друг-товарищ»).
Своеобразно использовал твардовский народную фразеологию, пословицы, поговорки, прибаутки. Сам поэт так мотивировал их необходимость в произведении, написанном, прежде всего, для фронтовиков:
На войне одной минутки не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой… Без хорошей поговорки Или присказки какой.
«Готовых» поговорок и пословиц в поэме не так много («Я от скуки на все руки», «Еле-еле душа в теле», «Кукиш кажет в животе кишка кишке» и др.). Часто поэт даёт лишь намёк на широко известное изречение, а читатель сам легко может его воспроизвести. твардовский не брал готовых песен или частушек, а создавал свои, оригинальные по известному образцу.
2. исследовательская работа в группах: роль фольклорных
Элементов в поэме «василий тёркин»
Задание. найдите в поэме сказочные мотивы; песни; пословицы и поговорки; выражения твардовского, напоминающие народные пословицы.
3. презентация результатов исследовательской работы представителями групп
4. подготовительная работа к составлению характеристики главного героя поэмы
Беседа
Y Какие качества тёркина вам больше всего понравились?
Y Что вам известно о биографии тёркина?
Y Как вы представляете внешность тёркина?
Y Как вы понимаете слова твардовского, что Василий тёркин — «обыкновенный парень», что «парень в этом роде» найдётся в любой роте, в любом взводе? Значит ли это, что тёркин — заурядный, ничем не примечательный человек? Какими словами поэт выражает «самое главное» в образе героя?
Y Какие черты характера героя автор подчёркивает такими строчками:
♦ «Всё худое он изведал, Он терял родимый край И одну политбеседу Повторял: — не унывай!»;
♦ «Я большой охотник жить Лет до девяноста»?
• В чём главный герой видит свою задачу? В каких строчках она
Отражена?
5. Коллективная работа над составлением цитатного плана
К характеристике василия тёркина
Примерный план
1) «русский чудо-человек».
2) «Мы в ответе за россию, за народ и всё на свете».
3) «Перешёл в герои тёркин».
4) «на работе хоть куда».
5) «ну и парень, ну и шут».
6) «не шутя, Василий тёркин, подружились мы с тобой».
6. Самостоятельная работа
Составление характеристики Василия тёркина (письменно с опорой на цитатный план).
7. Слушание нескольких творческих работ
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. обобщающая беседа (прием «Микрофон»)
• Какие мысли, какие проблемы, поднятые в поэме, кажутся вам современными и сейчас?
• Почему книга выдержала испытание временем?
• Какие человеческие качества оцениваются в поэме?
2. Заключительное слово учителя
— Знаменательно то, что тёркин живёт как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.
Богатырь не тот, что в сказке — Беззаботный великан,— а в походной запояске, Человек простой закваски… В муках твёрд и в горе горд. теркин жив и весел, чёрт!
Василий тёркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощён в скульптуру, установленную на Смоленщине. твардовский нигде не описал внешность тёркина, но этот боец узнаваем.
То серьёзный, то потешный, нипочём, что дождь, что снег,— В бой, вперёд, в огонь кромешный, Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек…
Так и уходит Василий тёркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.
Это правильно, что оживают литературные герои, становясь в строй защитников родины, что герои навечно застывают в граните, в бронзе.
Они живут рядом, воспитывая в нас лучшие чувства, и самое главное из них — любовь к родине, возможность выстоять в тяжёлую годину. Они защищают нас от отчаяния, от временного неверия в свои силы и недооценки товарищей.
V. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
• «русский чудо-человек»;
• «Что мне больше всего понравилось в поэме «Василий тёркин?»;
• «Что я узнал о войне из поэмы «Василий тёркин?».