Художественная литература перио­да Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Глав­ные ее особенности — патриотичес­кий пафос и установка на всеобщую доступность. Ярким примером тако­го художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Васи­лий Теркин».

Первые главы поэмы были опуб­ликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение «книгой про бойца, без начала, без конца». Каждая сле­дующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная задача, ко­торую поставил перед собой Твар­довский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден.

Главный герой поэмы — солдат Ва­силий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову «тереть»: Теркин бы­валый солдат, участник войны с Фин­ляндией. В Великой Отечественной он участвует с первых дней — «в строй с июня, в бой с июля». Тер­кин — воплощение русского характе­ра. Он не выделяется ни значитель­ными умственными способностями, ни внешним совершенством:

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной побе­де. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Основными чертами характера Васи­лия Теркина можно считать скром­ность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходи­мо обратить внимание и на отноше­ние Теркина к смерти, что небезраз­лично в боевых условиях:

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу.

Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со стра­хом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин постоянно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется че­рез реку налаживать связь, обеспе­чивая благоприятный исход. Замерз­шему Теркину оказывают медицин­скую помощь, он шутит:

Растирали, растирали...

Вдруг он молвит, как во сне:

— Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне?

Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и му­жество. Поэма «Василий Теркин» мо­жет считаться одним из истинно на­родных произведений. Интересно, что многие строки из поэмы переко­чевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворны­ми афоризмами. Можно привести ряд примеров: «Смертный бой не ра­ди славы — ради жизни на земле», «Сорок душ — одна душа», «Пере­права, переправа — берег левый, берег правый» и многие другие.

Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин мас­тер играть на гармонике, он развле­кает товарищей по оружию, бескоры­стно дарит им минуты радости.

Кто же он — Василий Теркин?

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе — хоть куда.

Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма «Василий Теркин» остается одним из наиболее любимых произ­ведений о второй мировой войне.