1. Истоки поэтической натурфилософии Николая Заболоцкого.
2. Реалистический этап натурфилософии.
3. Тема жизни и смерти, мотив памятника в поэзии Заболоцкого.
4. Тема «животного сознания» и «мысль природы».
5. «Философская формула» творчества Николая Заболоцкого.

Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике. Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой. Поиски велись на разных литературных и философских дорогах. Поэт черпал вдохновение из произведений Баратынского, Тютчева, Пушкина, Гете. В то же время философский путь Заболоцкого состоял из пути поэта к самому себе, поиска выражения самого себя.

Творческий путь Заболоцкого можно разделить на несколько этапов. Первый этап — это этап реального искусства и звучание в стихах поэта мотива пророчества. Второй этап посвящен исканию смысла жизни и смерти, звучит тема памятника. Мотив неизреченности — «животного и природного сознания», «мысль природы» — стал третьим этапом поэтического творчества Николая Заболоцкого. Завершающий период творчества поэта — философская формула и триада: мысль-образ-музыка.

К натурфилософии Заболоцкий пришел через реализм, реальное искусство. Реализм — направление модернизма, видевшее в аллегории ключ к постижению мира, утратившего смысл. В жанре реального искусства написан сборник Заболоцкого «Столбцы» и многие стихотворения поэта. В этот период Заболоцкий говорит о пророке. Так в стихотворении «Лицо коня» конь у Заболоцкого — пророк:
... Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню...

Реальное искусство стало первым шагом натурфилософии Заболоцкого. Первое философское стихотворение Заболоцкого «Вчера, о смерти размышляя...» посвящено вечному исканию человечества — смыслу жизни и смерти. Тема жизни и смерти, тема памятника — второй мотив творчества Заболоцкого:
Вчера о смерти размышляя,
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день!..

В стихотворении «В этой роще березовой...» поэт грустит о быстротекущем времени и о неизбежности смерти. В его философских размышлениях всегда присутствует природа («Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей...»). Так поэт постепенно приходит к третьему этапу и третьему мотиву своего творчества.

Третий мотив Заболоцкого — неизреченность, неумение высказываться. Поэт ценит весомость слова. Невозможность высказаться — это, по его мнению, свойство хаотичной, негармоничной природы, бессознательной, но могущественной. Природа подавляет человека своим могуществом. Отсюда — стремление раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. Так появляется одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — тема «животного сознания», стремление природы к познанию. Таким образом, одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — идея царства животных. Животные — свободные существа, несущие в себе тайну бытия. И если бы они заговорили, то поведали миру бы истину.

В поэме «Торжество земледелия» высказывается утопическая мысль о переселении людей в эфир и сохранении земли только для животных и растений, способных развиваться до степени высокоорганизованных существ. В творчестве поэта появилась новое свойство — «мысль природы». «Мысль природы», по мнению поэта, разрешает конфликт человека и природы, делает его частью природы и обеспечивает ему бессмертие:
. . .Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу...


Николай Заболоцкий отожествлял себя с природой. А в стихотворении «Скворец» глубокие философские мысли поэта об одиночестве:
«Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог...»

Философской формулой творчества Николая Заболоцкого была также триада: мысль-образ-музыка. Он доказывал, что это и есть идеальная тройственность, к которой должен стремиться поэт. Слова, по мнению Заболоцкого, должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, должны петь, трубить и плакать, перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли. Заболоцкий убежден, что стихотворение подобно человеку: у него есть лицо, ум и сердце. Лицо стихотворения, считал Заболоцкий, должно быть спокойным, так как умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всю глубину ума и сердца.

Николай Заболоцкий был в постоянном творческом поиске жизненного и философского поэтического образа. Его поражала взаимосвязь двух загадок восторга и испуга («Портрет»). В своих стихах большое внимание он уделяет не внешней, а внутренней красоте человека, красоте природы («Некрасивая девочка»), В последнем стихотворении о красоте он говорит так:
...что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
«О красоте человеческих лиц».

Его стих гибок, точен, афористичен, музыкален, льется легко, свободно и изящно. С музыкальностью соседствует красочная живописность стиха, недаром Заболоцкий завещал:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...

В своих стихах Заболоцкий воспел портретную живопись за ее затаенное поэтическое обаяние, сдержанность и благородство, проникновение в глубину внутренней жизни человека. Поэт считал, что портреты передавали изменчивую сложность духовного мира героев, их трепетную психологическую сущность.

Заболоцкий поэтизировал глубину мыслей, он обратил внимание читателей на философскую и эстетическую красоту раздумий человека о самом себе, о своем месте в природе и обществе. Своим читателям он завещал:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..

Поэтическая натурфилософия Заболоцкого показывает нам не только беспредельные возможности, заложенные в стихе, в природы, но и убеждает, что, только неустанно работая, человек может сковать себе счастье.