У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века - Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным \"литературным Колумбом Руси\", открывшим \"Америку романтизма\", как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта \"русское эхо\" для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний: Луны ущербный лик встает из-за холмов… О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило! (\"Вечер\" 1806 г.) Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером - без бури и ненастья: Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаясь с рекой, Поток, кустами осененный. В этом стихотворении поэт лишь изредка прибегает к олицетворению природы (\"рощи спят\", \"лик (луны) встает\"), к эмоциональным эпитетам (\"сладко… струй плесканье\", \"небес задумчивых светило\"). Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепеты, отблески угасающего вечера. Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют \"пейзажами души\". \"Жизнь души\" и есть подлинный предмет элегии поэта. Он использует описание природы для непосредственного выражения лирических переживаний героев. Примером этого утверждения может послужить баллада \"Эолова арфа\" (1814г.), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения: На темные своды Багряным щитом покатилась луна; И озера воды Струистым сияньем покрыла она… Творчество же зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, потустороннего. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Жуковский потому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается \"незримая душа\" природы: Мой слух в сей тишине приветный голос слышит… Как бы невидимое дышит… Душа незримая подъемлет голос свой С моей беседовать душою. (\"Славянка\", 1815 г.) Еще один пример стихотворения- \"пейзажа души\" -- элегия \"Море\" (1822 г.), которое высоко оценил А.С. Пушкин. И действительно, элегия является образцом романтической пейзажной лирики: Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. По сравнению с элегией \"Вечер\", в \"Море\" Жуковский отступает от своего стиля и прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море \"живым\", \"дышащим\", наполненным \"тревожной думой\". Безудержная стихия \"бьется\", \"воет\", \"рвет и терзает враждебную мглу\". Энергичное начало двух героев произведения - моря и неба - подчеркивают активные формы глаголов. Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпитетов (\"сладостный блеск\", \"светозарная лазурь\" и так далее), метафоры (\"смятение моря\"), эпитеты, подчеркивающие состояния моря (\"безмолвное море\", \"испуганные волны\"), состояние неба (\"таинственное, сладостное, полное жизни\"). Романтическая идея двух миров в элегии отражается противопоставлением - море-небо. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны \"тревожной думы\"). Риторические вопросы, задаваемые морю (\"Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?\"), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле жизни: Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою… Иль тянет тебя из земные неволи Далекое светлое небо к себе?.. Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он \"открыл русской поэзии душу человеческую\" (Г.А. Гуковский). То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.