В творчестве В. А, Жуковского постепенно углубляются раздумья о назначении человека, о сущности Вселенной, при этом преобладающими чувствами становятся недовольство действительностью, меланхолия. В одной из своих статей поэт писал, что меланхолия - «грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости и неверности благ житейских, чувство и предчувствие утраты, невозвратимой н неизбежной". Именно такое восприятие мира и обусловило возникновение образа разочарованного а жизни, страдающего поэта. В.А.Жуковский считает, что в своих несчастьях виноваты сами люди, их нравственное несовершенство, и земная жизнь -непрерывное стремление к идеалу, воплощение высшей божественной справедливости. Поэт остается верен своим взглядам на роль искусства, в частности поэзии. Он утверждает, что «поэзия есть добродетель», а литература «должна иметь влияние на жизнь всего народа», В романтический период творчества В. А. Жуковский предпочитает всем другим жанрам балладу. С 1805 по 1833 год он создает 39 таких произведений. Особенно интересны баллады «Людмила», "Светлана» и «Ленора». Своеобразие их в том, что все три баллады написаны практически на один и тот же сюжет. В основе их - баллада немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора».
"Провидение» непредсказуемо. И этот мотив веры в "Высшую Волю Небес» отличает всю лирику Жуковского. Причем очень часто Жуковский объединяет природу и человека в образ единого творения. Может быть, поэтому так часто природа раскрывает душевное состояние и сравнивается с человеком и жизненными явлениями.
Исходя из этого, томимо основных мотивов, в балладах Жуковского можем выделить и постоянные лейтмотивы. Это и луна, вечная спутница разлук (именно «лунный свет» падает на Светлану и ее жениха; «блестящая луна» «златит» волны, освещая последнее свидание Минваны и Арминия), и звезда, соединяющая два мира, и река, символизирующая течение времени, саму жизнь, ведь реки, как известно, текут то спокойно и плавно, то вдруг низвергаются бурным водопадом («Пусть воды льются, пусть годы бегут»).
Сами слова, проходящие лейтмотивом через все баллады, должно понимать неоднозначно. Слово становится выразительным не в своем основном лексическом смысле, а в дополнительном значении. Так, «тишина» — это всегда покой души, «тихий», «тайный» — значит потусторонний, «вечеряющий день» обозначает скорый конец жизни.
Баллады изобилуют символами двух миров: «печальные дни», «горестный миг», «скорби час», «молчалива и
грустна» — это «Здесь»; «кончины сладкий час», «милаявстреча», «милая Надежда», "Сладостное пенье» — это
«Там». Лейтмотивами проходят даже цветовые эпитеты: «черный гроб», «бледен и унылый», «тусклая луна»...
Использует Жуковский и субстантивированные прилагательные («мертвое», «таинственное», «невыразимое», «желанное», «печальное»), что создает образ бесконечной недоговоренности и необъяснимости души человеческой.
Итак, с помощью мотивов дороги, иного мира, смерти, разлуки, любви, веры, возмездия, единства человека с природой и лейтмотивов Жуковский передает движения души человека и ставит вопрос о преобладании духовного над материальным.
Вообще Жуковского можно назвать поэтом, определившим судьбу всей русской литературы. Его лирика найдет отражение в творчестве таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, А.К. Толстой, Фет, Бальмонт, Бунин, Брюсов, Вл. Соловьев, Блок...»