Проблема Одиссея - “ненавистный бессмертным богам”, так называет его Эол. Почему ненавистный? Возможно, так как он поставил себя на один уровень с богами? Конфликт с Посейдоном и его сыном Полифемом - это конфликт человека с безжалостной и жестокой естественной стихией, намного более сильной и непредсказуемой, и тупой несправедливой силой и ограниченным, почти не развитым умом. Вместе с тем человек все время старается доказать свою силу, выносливость, первенство в окружающем мире. Основной конфликт поэмы Гомера “Одиссея” можно определить как противостояние Человека и Природы на пути познания человеком окружающего мира и осознания своего места и роли в мироздании. Что, по-вашему, остановило Эврилоха от посещения дома волшебницы? Сначала” воины услышали “пение благозвучное” (”ткала она за станком большим”), пение зачаровывало, для мужчин женщина или богиня, которая имела такой замечательный голос, казалась безопасной.
Большей частью они привыкли принимать вызов жестокой, грубой воинствующей силы (вспомним, что нашим путешественникам пришлось пройти большие испытания в кровопролитии Троянской войны, в противостоянии морской стихии). Пение и тканье Киркеи воспринимаются как своеобразные сети, паутина, которой она опутывает, как паук, свои жертвы, делает их неосмотрительными и безвольными. Следующий шаг - волшебница возникает как гостеприимная хозяйка. Тем не менее, знаки ее коварства уже были видны - это “львы с волками горными злым завороженные зельем”, на которые обратил внимание лишь Эврилох и, “ощутив лукавство, сзади остался”.
Киркее важно получить моральную власть над человеком, показать его беспомощность (она заставляет существ, которые сохранили человеческий ум, вести животный образ жизни и сознавать свое безвыходное положение, “в грязи валяясь всегда”), она оставляет им слезы и страдание. Это тешит волшебницу, она получает от этого удовлетворение как охотник, в ловушку которого попала добыча. Есть действительно что-то паучье в действиях колдуньи. С какой целью Гомер почти дословно повторяет ситуацию несчастья, которое постигло героев, устами Эврилоха. Это один из важнейших приемов эпоса Гомера - использование повторов с целью замедления действия.
Состояние Эврилоха, его слезы, плач, потеря на определенное время возможности говорить лишь подчеркивают уровень опасности, в которую попали спутники Одиссея. Мы уже отмечали в стихах давних греков всевластие Судьбы. Возможно, Киркея также находится под властью Судьбы. От фиванского провидца Тиресия, чей дух мучился у Аида, Одиссей узнает о причинах своих несчастий, связанных с ослеплением Полифема, любимого сына бога морей Посейдона. Но причина испытаний не только в гневе бога, а и в самих людях. Тиресий предупреждает, что сам Одиссей и его спутники должны сдерживать свои желания, не осуществлять безумных поступков. Провидец говорит Одиссею о острове Тринакрие, где пасутся священные быки бога солнца Гелиоса, именно к нему должны причалить корабли Одиссея.
Путь к Итаке будет наполнен опасностями, но все доберутся живыми до родины, если не поднимут руки на священных животных Гелиоса, если же нет, то погибнут все спутники героя, а сам он никогда не будет иметь счастья и покоя, даже вернувшись к берегам отчизны. И конец страданиям настанет лишь тогда, когда встретит Одиссей людей, которые никогда не видели моря и примут весло, которое он будет нести на своем плече, за лопату. Гекатомбы в честь Посейдона должны примирить всевластного бога с Одиссеем, и тогда в почете, богатстве и покое он доживет до глубокой старости. На пророчества Тиресия Одиссей отвечает, что он примет все, что предназначено ему богами. У Аида Одиссей встречается с душой умершей матери и многих героев Троянской войны. Удивительно, что они его узнают и вступают в разговор, только напившись крови жертвенных животных, зарезанных Одиссеем в честь Аида и Персефоны.
Путь Одиссея из Аида лежит к острову Эи, где Киркея предостерегает его о опасностях, которые ожидают его на острове сирен и возле смертоносных скал Скиллы и Харибды. Но возвращение связано еще и с необходимостью погребения Эльпенора, который неосмотрительно оступился и сломал себе шею уже после освобождения спутников Одиссея от чар Корки (в этом эпизоде четко прослеживается соблюдение традиций последней дани умершим). Человек своими силами не всегда в силах противиться Судьбе, он становится обреченным.
Но слезы Одиссея это не проявление малодушия, а скорее свидетельство верности семье и родине, свидетельство невыразимых душевных страданий, которые известны лишь смертным. Необходимо вмешательство божественных сил, чтобы изменилась ситуация. И действительно, Афина Паллада просит отца, громовержца Зевса, помочь ее любимцу. Волю Зевса объявляет нимфе Калисто Гермес. Снова Гермес! Воля богов выполнена! Нимфа Калипсо отпускает Одиссея, и прежде чем достичь обещанной земли - острова Схерии, где живут дорогие богам феаки, Одиссей снова попадает в ловушки Посейдона, который никак не может унять свою злость.
Вот, в конце концов, благородные феаки помогают Одиссею добраться до берегов родной Итаки, хотя сами были за это поглощены пучиной моря. В настоящее время женихи задумали зло против Телемаха, а Пенелопа решает прекратить разорение, устроив состязание женихов в стрельбе из лука Одиссея. Женихи много дней и ночей опустошали богатства дома Одиссея и заставляли терпеть невыразимые страдания его жену и сына. Одиссей приказывает своим слугам запереть все двери и ворота, а также запереть все входы и выходы на женскую половину и приказывает своей няне Эвриклее следить за тем, чтобы все женщины в доме вели себя очень тихо.
Одиссей устраивает ловушку женихам, он замыкает пространство, чтобы не было возможности избежать наказания. В переводе В. А. Жуковского на русском языке мы читаем: “Он же, покуда есть еще стрелы, каждой стрелой в одного из врагов попадал, не давая промаха…». После кровавого пиршества Одиссей приказывает своим слугам убрать трупы и вымыть все в доме, который был залит кровью. Но он не удовлетворился только наведением чистоты, а еще и осуществил обкуривание очистительной серой. Пространство зала между Одиссеем и Пенелопой символизирует недоверие героини. Одиссея так долго не было дома, его судьба так долго была обвита тайной, что Пенелопа боится еще больших разочарований, если бы подорожный действительно оказался кем-то из богов.