Актуальность шекспировских хроник объясняется не намерением Шекспира превратить изображаемые им исторические события в политическую аллегорию современности, а наличием некоторых сходных тенденций в историческом развитии Англии как во времена, когда происходит действие его пьес, так и в конце XVI века. Идейная глубина шекспировских хроник обусловлена именно тем, что, рисуя события английской истории, Шекспир стремился понять и объективно воспроизвести тенденции развития страны. Идя по этому пути, Шекспир создал широкую реалистическую картину, в которой неразрывно связаны судьбы отдельных личностей и широких народных масс, и стихийно подошел к изображению истории как объективной закономерности, перед которой бессильны люди, выступающие против основной тенденции ее развития.
Шекспир увидел эту тенденцию в том, что в борьбе феодальной анархии против централизаторской политики абсолютизма последний неминуемо должен одержать победу; так в цикле хроник нашел свое яркое выражение стихийный историзм в мировоззрении поэта. Этот историзм сказался не только в изображении общественной борьбы, но и вызвал к жизни новые принципы построения художественных образов, органическое слияние социальной характеристики с индивидуальной психологической детализацией образов, причем именно социальная характеристика является определяющей для судьбы персонажей.
Но вместе с тем анализ шекспировских хроник показывает, что реалистические завоевания уживались в них с чертами, свидетельствующими о неизбежной, исторически обусловленной ограниченности и известной непоследовательности творческого метода Шекспира. Так, во многих хрониках Шекспир доказывает, что самодержавная власть в руках недостойного или преступного человека может причинить огромные несчастья стране п навлечь гибель на многих пи в чем неповинных людей. Однако цикл хроник, взятый в целом, свидетельствует о том, что Шекспир безусловно питал определенные иллюзии относительно абсолютной монархии как политического института, который, по мысли Шекспира, может быть благотворным для страны, если на троне находится король, достойный своего сана. Кроме того, в хрониках Шекспира еще не может быть речи о точном воспроизведении деталей, типичных для конкретного отрезка истории; в результате в этих произведениях отдельные сцепы, с большей или меньшей достоверностью передающие историческую ситуацию изображаемого периода, могли ужинаться со сцепами, воссоздающими картины современной поэту действительности. Противоречия в творческом методе Шекспира являются важнейшим доказательством того, что этот метод, реалистический в своей основе, отражал определенный этап в развитии реализма в мировой литературе - этап, который с полным основанием может быть выделен как реализм эпохи Возрождения.
Работа Шекспира над циклом хроник имела огромное значение для всего последующего творчества великого драматурга. Углубленный интерес к исторической и политической проблематике, так ярко проявившийся в хрониках, способствовал обогащению мировоззрения Шекспира. Не меньшее значение для дальнейшего укрепления реализма в творческом методе Шекспира имели и художественные завоевания поэта в жанре исторических хроник. Можно смело утверждать, что без работы Шекспира над пьесами из отечественной истории был бы невозможен переход Шекспира к трагедиям, созданным после 1601 года.
Однако было бы неверно рассматривать хроники Шекспира лишь как своеобразный подготовительный этап к созданию трагедий второго периода. Исторические хроники - это художественные произведения в высшем смысле этого слова, пьесы с напряженными конфликтами, стремительным действием, богатыми, многосторонними развивающимися характерами, причем некоторые из них, как, например, Фальстаф, не имеют себе равных во всем остальном творчестве Шекспира. Нельзя также понимать хроники как драматизированные иллюстрации к отдельным периодам истории Англии, игнорируя их самодовлеющую эстетическую ценность. А между тем известная и ничем не оправданная сдержанность в оценке хроник как неких театрализованных исторических трактатов и связанное с этим сомнение в их сценичности мешают тому, чтобы эти произведения завоевали подобающее им место на сцене. Даже высшее достижение в этом жанре - обе части «Генриха IV» - еще не нашло себе пути на советскую сцену, хотя это грандиозное произведение открывает замечательные возможности для постановщиков и исполнителей.
Органическое слияние идейной глубины и блестящего художественного мастерства делает хроники Шекспира высшим достижением исторической драматургии Возрождения и прообразом реалистической исторической драмы в мировой литературе. Именно поэтому исторические хроники Шекспира явились важным фактором, оказавшим влияние на все последующее развитие мировой исторической драматургии.