Изучая творчество У. Шекспира, представляется необходимым особое внимание обратить на реализм художника. В. Г. Белинский, считавший главнейшим свойством творчества прославленного поэта «высочайшую истину», отмечал: «Обладая даром творчества в высшей степени и одаренный мирообьемлющим умом, он в то же время обладает той объективностью гения, которая сделала его драматургом по преимуществу и которая состоит в способности понимать предметы так, как они есть, отдельно от своей личности, переселяться в них и жить их жизнью» . Действительно, обращаясь к художественному воспроизведению событий давно отшумевших времен, Шекспир умел подметить и выразить в них самое существенное, сохранить, так сказать, «дух событий» и, самое главное, умел придать героям своих творений ту одухотворенность, которая заставляет нас воспринимать и их, и события, как близкие себе, сопереживать вместе с героями и, постигая душевные движения персонажей, узнавать в них движения своей души и свои черты.
Какой бы эпохе ни принадлежали события, составляющие сюжет произведения гуманиста Шекспира, в центре внимания драматурга всегда человек, его страсти, его
Замшелый мрамор царственных могил Исченет раньше этих веских слов, В которых я \'мой образ\" сохранил. К ним не пристанет пыль и грязь веков. Пусть опрокинет статуи война, Мятеж развеет каменщиков труд, Но врезанные в память письмена Бегущие столетья не сотрут...
Почти четыре столетия отделяют нас от того времени, когда были написаны сонеты Шекспира, а мы читаем их с тем же сердечным трепетом, который вызывали они у современников. И перед нами ясно встает образ лирического героя: человек большого сердца, которому доступна верность, самопожертвование, страстность, бескорыстие, человек с философским складом ума, материалистическим мировоззрением, щедро наделенный многими дарами, главный из которых — дар быть другом, доступный натурам благородным и чутким.
Действительно, обращаясь к художественному воспроизведению событий давно отшумевших времен, Шекспир умел подметить и выразить в них самое существенное, сохранить, так сказать, «дух событий» и, самое главное, умел придать героям своих творений ту одухотворенность, которая заставляет нас воспринимать и их, и события, как близкие себе, сопереживать вместе с героями и, постигая душевные движения персонажей, узнавать в них движения своей души и свои черты.
Какой бы эпохе ни принадлежали события, составляю щие сюжет произведения гуманиста Шекспира, в центре внимания драматурга всегда человек, его страсти, его духовная жизнь, его любовь, страдания, борьба, самопознание. На личности человека, изображаемого Шекспиром, исегда улавливается отблеск эпохи гуманизма, та жизненная активность и независимость, которая была характерной для людей его времени. Драматические конфликты, переживаемые его героями,— примеры высшего драматизма. \'Го, что в эпоху буржуазного измельчения личности будет казаться гиперболизацией страстей и характеров, под пером Шекспира выглядело реально и естественно. Герои Шекспира — это яркие человеческие индивидуальности, живущие напряженной, но не раздвоенной жизнью. Они направляют свои силы и волю на достижение определенной цели. Положительные герои — носители светлых гуманистических идеалов и прекрасных человеческих качеств, но они приходят в столкновение с чуждой им (феодальной или буржуазной) идеологией, и это порождает острые психологические конфликты. Мотивируя поступки и мысли своих героев, драматург пытался сделать их понятными зрителю, как говорится, «докопаться до человеческого в человеке». Шекспир никогда не показывает человека жалким, ничтожным: в любых жизненных ситуациях, даже в падении, герои Шекспира сохраняют достоинство. В этом— тоже проявление ренессансного реализма Шекспира.
Человековедение Шекспира приводит нас к человекопонанию, а через него и к познанию самих себя.
Как отмечают литературоведы, не было такого чувства, такой судьбы, таких потрясений, которых не пережил бы драматург, создавая свои пьесы, наполненные дыханием современности и бессмертными мыслями.
В основе каждой его пьесы лежит какое-то очень значительное событие, и оно раскрывается от начала до конца, обнажая жизнь в постоянном движении, а характеры героев — в развитии, изменении, самопознании, которое, как правило, сопряжено со страданиями, но вместе с тем оно является процессом их духовного развития и роста. Мужая, меняются Ромео и Джульетта, переживает сложную эволюцию Гамлет, и даже восьмидесятилетний Лир на глазах зрителя перерождается из деспота в человека.
Одним из важных реалистических свойств творчества драматурга является взаимообусловленность и взаимосвязь в развитии событий, явлений и судеб героев. Все, что происходит в его драмах, имеет свои причины и следствия: так, гуманистические идеалы
Вопросы:
Что явилось историческими предпосылками Ренессанса? В чем состоит суть термина «эпоха Возрождения»?
Чем характеризуется гуманизм эпохи Возрождения и каковы причины кризиса мировоззрения гуманистов этого времени?
Сопоставьте монолог Гамлета «Быть или не быть?» с 66 сонетом. В чем их идейное родство?
Какие черты Гамлета дают право называть его гуманистом?
Чем различаются между собой Гамлет и Лаэрт?
Каково Ваше отношение к Офелии и королеве Гертруде?
Почему образы Гамлета, Короля Лира, Отелло, Яго относят к «вечным образам» мировой литературы?