Страница:
[ 1 ] 2 3 Интерес к Шекспиру неуклонно растет. Все больше людей приобщается к его
произведениям, и в связи с этим, естественно, расширяется круг тех, кто
хочет узнать о его жизни и о том, какой он был человек. Но если с его
творчеством познакомиться легко, то личность Шекспира отнюдь не столь
открыта для нас.
Теперь Шекспир признан одним из величайших писателей мира. Он -
гордость человечества. Но в глазах современников Шекспир не был значительной
величиной. Тогда его не считали таким великим, и известность его была
гораздо меньшей.
Свои главные произведения Шекспир написал для общедоступного народного
театра. В те времена театр считался развлечением сравнительно низкого рода.
Достаточно сказать, что в пределах Лондона городские власти не разрешали
строить театры и давать публичные представления Буржуа-пуритане, управлявшие
муниципалитетом столицы, видели в театрах источник разложения нравов и одну
из причин распространения эпидемий чумы. Театры строили за городской чертой,
там, где находились всякого рода злачные места и такие развлечения, как
загоны для травли медведя и арены для петушиных боев.
Хотя актеров жаловали при дворе и приглашали туда давать представления,
драма отнюдь не считалась высоким искусством. Признавался авторитет
древнеримских драматургов - Сенеки, Теренция и Плавта. Современные авторы,
писавшие для театров, в широких кругах уважением не пользовались. Зрители не
интересовались, кто сочинил ту или иную популярную пьесу, так же как теперь
публика не знает имен сценаристов, пишущих для кино.
В печати фамилия Шекспира впервые появилась в 1593 г. Он подписал ею
посвящение поэмы \"Венера и Адонис\" своему покровителю графу Саутгемптону.
Ему же посвятил он и вторую поэму - \"Обесчещенная Лукреция\", напечатанную в
следующем году.
\"Венеру и Адониса\" Шекспир назвал \"первым плодом моего творчества\".
Между тем к тому времени, когда вышла поэма, на сцене было поставлено уже не
менее шести пьес, среди них \"Ричард III\", \"Комедия ошибок\" и \"Укрощение
строптивой\". Что означало признание поэмы первым плодом поэтического
творчества? Может быть, то, что она была создана раньше пьес? Отнюдь нет.
Дело просто в том, что настоящей литературой считались произведения,
принадлежавшие к высоким и общепризнанным литературным жанрам. Пьесы для
народного театра таковыми еще не признавались.
Первые издания пьес Шекспира, вышедшие вслед за поэмами, были
анонимными. Фамилия автора не была обозначена. Не следует думать, будто это
объяснялось \"дискриминацией\" в отношении Шекспира. Пьесы других писателей
тоже сначала печатались так. Заметим, что в те времена авторского права еще
не существовало. Продав пьесу театру, писатель переставал быть собственником
своего произведения. Оно принадлежало театру. Как правило, труппа пьес
своего репертуара не продавала, чтобы их не ставили соперничающие театры. Но
эпидемия чумы 1592-1594 гг. вызвала закрытие театров. Нуждаясь в деньгах,
труппы продали издателям много пьес. В числе их были и произведения
Шекспира. Кроме того, если пьеса была популярна, издатели добывали ее
нечестным \"пиратским\" путем, иногда просто выкрадывали, а порой подсылали
стенографов записать спектакль. \"Пиратскими\" были и издания некоторых пьес
Шекспира.
Лишь в 1597 г. фамилия Шекспира в первый раз появилась на титульном
листе издания пьесы. То была комедия \"Бесплодные усилия любви\". А в
следующем году вышла книжечка одного любителя литературы и театра Фрэнсиса
Мереза \"Palladis Tamia, или Сокровищница ума\". Она содержала обзор
английской литературы, причем отечественные писатели сопоставлялись с
древнеримскими и итальянскими авторами. Здесь Шекспиру воздается должное. Он
охарактеризован как драматург, \"наипревосходнейший в обоих видах пьес\", то
есть в трагедии и комедии. При этом Мерез перечислил десять пьес Шекспира.
Из этого, однако, не следует делать вывода о всенародном признании
Шекспира. Его имя оставалось известным лишь узкому кругу литераторов и
актеров. Достаточно сказать что шесть лет спустя после издания книги Мереза
чиновник, плативший за спектакли при королевском дворе, не знал даже, как
пишется фамилия автора \"Комедии ошибок\", \"Венецианского купца\", \"Меры за
меру\" и \"Отелло\". Вместо Shakespeare он написал: Shaxbird.
Повторим, положение Шекспира как драматурга не было ни почетным, ни
уважаемым. Писателям еще предстояла долгая борьба за достойное положение в
обществе. Конечно, люди, понимавшие толк в искусстве, уже при жизни ценили
Шекспира, о чем свидетельствует ряд отзывов его современников. Но его
общественное положение ни в малой степени не идет в сравнение с тем, как к
нему стали относиться полтораста лет спустя и позже. В середине XVIII в. его
признали классиком. Возник и развился подлинный культ Шекспира, и в начале
XIX в. его провозгласили величайшим поэтом.
Ничего подобного даже отдаленно при жизни Шекспира не было и не могло
быть. Поэтому не следует удивляться, что никому из современников не пришло
тогда в голову собрать сведения о нем и написать его биографию. Впрочем,
если быть точным, то надо упомянуть, что современник Шекспира драматург
Томас Хейвуд (1573-1641) начал писать \"Жизнеописания поэтов\", но не закончил
это сочинение, и, как большинство его пьес - а он утверждал, будто один и в
соавторстве сочинил их свыше двухсот, - оно не сохранилось.
Вообще жизнеописаний в те времена удостаивались лишь царственные особы,
высшие прелаты и лица, причисленные к лику святых. Гуманисты эпохи
Возрождения хотели преодолеть эту дурную традицию, создав биографии поэтов и
художников. Английский мыслитель и писатель Томас Мор (1478-1535) перевел
биографию итальянского философа Пико делла Мирандола. О самом Томасе Море
написал его зять Ропер. Но ни об одном другом писателе XVI и первой половины
XVII в. в ту пору не было создано биографического сочинения.
Жанр биографии деятелей культуры начал развиваться в Англии лишь
четверть века спустя после смерти Шекспира, когда Айзек Уолтон написал
биографию поэта Джона Донна (1640). Затем появились жизнеописания других
писателей.
Тогда-то впервые спохватились, что надо собрать сведения о знаменитых
людях прошлого. Одним из собирателей стал священник Томас Фуллер
(1608-1661), окончивший Кембриджский университет. Написанная им \"История
знаменитостей Англии\" (History of the Worthies of England) вышла в свет уже
после его смерти (1662). Он еще застал в живых современников Шекспира и
записал их рассказы. Они приведены в этой книге, и С. Шенбаум рассматривает
степень их достоверности. Собрал разные сведения о Шекспире и выученик
Оксфордского университета Джон Обри (1626-1697). По свидетельству знавших
его, он был не слишком тщателен в проверке сведений, и собранные им предания
о Шекспире точностью не отличались. Его записи не были окончательно
обработаны, их обнаружили и впервые опубликовали в XVIII в. Читатель
познакомится с ними в трактовке С. Шенбаума.
Итак, как при жизни Шекспира, так и после его смерти биографические
данные о нем оставались почти неизвестными. Что-то рассказывали о нем
стратфордские старожилы, какие-то предания сохранились и передавались из
поколения в поколение в актерской среде. Но ничего достоверного о жизни
Шекспира не было известно.
Серьезное изучение Шекспира началось в XVIII в. Появились литераторы и
ученые, занявшиеся изучением жизни и творчества Шекспира. Первое почетное
место в ряду их принадлежит драматургу Николасу Роу (1676-1718). В 1709 г.
он издал собрание сочинений Шекспира, сопроводив его биографией поэта. Он
собрал для нее разные сведения, как достоверные, так и сомнительные. Как бы
то ни было, он создал первое связное жизнеописание Шекспира, легшее в основу
всех последующих биографий.
В то время как несколько ученых и критиков XVIII в. занялись
редактированием и изданием все более совершенных текстов сочинений Шекспира,
происходило также собирание сведений о жизни Шекспира, о его эпохе, о других
писателях того времени, о театре и актерах, и в итоге возник особый раздел
знаний - шекспироведение.
Не следует удивляться тому, что ученым приходилось заниматься и
текстами сочинений Шекспира. В его время издательское дело находилось на
сравнительно ранней стадии развития. Первая книга в Англии была напечатана в
\"1475 г., то есть всего за девяносто лет до рождения Шекспира. Набор и
печать производились еще довольно примитивным способом. Норм английского
языка и даже упорядоченной, единой для всех грамматики еще не существовало.
Орфография не устоялась. От наборщика зависело писать слова, как они были в
рукописи автора, или вводить свое написание. Не разобрав того, что было
написано в рукописи, типограф мог по-своему прочитать и изменить текст. В
таком виде и появились пьесы Шекспира при его жизни. Редакторам XVIII в.
пришлось изрядно потрудиться, чтобы очистить первопечатные тексты от ошибок,
и эта работа продолжается до сих пор.
Могут спросить: разве Шекспир не сам следил за публикацией своих
произведений? Увы, мы можем быть уверены в точности шекспировского текста
лишь в отношении поэм \"Венера и Адонис\" и \"Обесчещенная Лукреция\": их отдал
в печать сам Шекспир, набирал и печатал их его земляк, ставший лондонским
типографом. Что же касается остальных произведений Шекспира, то дело обстоит
так: ряд изданий были \"пиратскими\", и, следовательно, Шекспир не имел
возможности следить за тем, как их набирали. Но и в других случаях дело
обходилось без него. Театр продавал рукопись пьесы издателю, а тот уже сам
следил за набором и печатью. Так появились в свет девятнадцать из тридцати
семи пьес Шекспира. Восемнадцать пьес при его жизни вообще не были
напечатаны. Первое собрание его пьес, так называемое фолио 1623 г.,
появилось семь лет спустя после смерти Шекспира. Оно было издано его
друзьями, актерами Джоном Хемингом и Генри Конделом. Следовательно, Шекспир
не следил и за публикацией первого полного собрания своих пьес.
Все это читателю следует иметь в виду, когда он пытается понять судьбу
Шекспира. Она непохожа на судьбу таких великих писателей, как Гете, Бальзак,
Пушкин, Тургенев, Толстой, Достоевский, Ибсен, - словом, тех писателей
нового времени, чей жизненный путь известен до мельчайших подробностей.
Если, однако, мы теперь имеем представление о жизни Шекспира и
условиях, в каких он творил, то этим мы обязаны многим поколениям ученых,
долго и старательно искавших сведения о великом драматурге.
История установления биографии Шекспира описана в ряде трудов. Из них
самый новейший и самый обстоятельный создан автором данной книги - известным
американским шекспироведом Сэмом Шенбаумом. Это его \"Шекспировские
биографии\" (Shakespeare\'s Lives. Oxford - New York, 1970). На восьмистах с
лишним страницах здесь изложена вся история собирания материалов о жизни
Шекспира. Как показывает Шенбаум, при восстановлении биографии Шекспира не
обошлось без ошибок, хуже того, некоторые, скажем мягко, \"энтузиасты\"
пытались восполнить недостаток материалов сфабрикованными ими \"документами\".
Шекспироведение имеет своих корифеев. Я имею в виду не текстологов,
проделавших гигантскую работу по очистке текстов, и не критиков, создавших
глубокие трактовки произведений Шекспира, а тех, кто обогатил данный раздел
шекспироведения - биографию писателя. Ограничусь упоминанием наиболее
значительных ученых.
В XVIII в. таких ученых было два. Они обобщили итоги исследований своих
предшественников и создали фундаментальные труды. Джордж Стивенс (1736-1800)
сопроводил свое издание сочинений Шекспира (1778) обширным собранием
документов и разного рода материалов о жизни Шекспира и театре его времени.
Титаном шекспироведения был Эдмунд Мэлон (1741-1812), начавший работу в
сотрудничестве со Стивенсом, а затем пошедший своим путем. Второе из
подготовленных им изданий Шекспира вышло уже после его смерти в 1821 г. Оно
явилось мостом от шекспироведения XVIII в. к шекспироведению XIX столетия.
21 том этого издания - наиболее богатое собрание комментариев к сочинениям
Шекспира, дополненное исследованиями разного рода.
Среди шекспироведов XIX в., занимавшихся биографией Шекспира, следует
выделить Джеймса Орчарда Холиуэл-Филиппса (1820-1889). Неутомимый собиратель
и исследователь материалов о жизни Шекспира, он опубликовал свою первую
книгу о нем в 1848 г. Три десятилетия спустя он подготовил \"Очерки жизни
Шекспира\" (1881). Наконец, в 1887 г. он выпустил окончательный вариант своих
очерков.
Холиуэл-Филиппс строго придерживался фактов. Собрал он их множество. Но
интерпретацию их предоставил другим. В XIX в. вышло несколько добротных
работ, сочетавших факты, собранные шекспироведами, с попытками связать их с
творчеством Шекспира. Пожалуй, наиболее значительный из опытов такого рода -
обширный труд датского критика и литературоведа Георга Брандеса (1842-1927).
Его \"Вильям Шекспир\" (1896) увязывает биографию Шекспира с культурой эпохи
Возрождения в Европе и в Англии, предлагая одновременно психологический
портрет Шекспира как мыслителя и художника. Сочинение Брандеса существует в
двух русских переводах.
В XX в. самое солидное исследование всех фактов о жизни и деятельности
Шекспира создал Эдмунд Керчевер Чемберс (1866-1954). Его двухтомный труд
\"Уильям Шекспир. Исследование фактов и проблем\" (Е. К. Chambers. William
Shakespeare. A Study of Facts and Problems. Oxford, 1930) остается
непревзойденным по основательности и точности трактовки фактов. Чемберс
обобщил работу всех поколений шекспироведов. С. Шенбаум признает свой долг
Чемберсу, отмечая вместе с тем важный вклад в изучение биографии Шекспира
таких исследователей, как Эдгар Фрипп и Марк Экклз.
Роу, Мэлон, Холиуэл-Филиппс, Чемберс - таковы главные вехи на пути
установления биографии Шекспира. Надо сказать, что труд Чемберса написан не
для широкого круга читателей, а для специалистов. Это не связная биография,
а собрание документов и преданий, тщательно прокомментированных ученым.
Предлагаемый вниманию советского читателя труд С. Шенбаума построен
иначе. Американский ученый стремится изложить в четком хронологическом
порядке все, что известно о каждом периоде жизни Шекспира. Творчества
драматурга он совершенно не касается. Перед нами опыт биографии, основанной
на документах. Но Шенбаум не исключает из поля рассмотрения и предания,
сохранившиеся от тех далеких времен. Он тщательно рассматривает их, стремясь
отделить достоверное от выдуманного.
Скажем прямо, сам Шекспир остается по-прежнему загадочным. Иначе и не
может быть, поскольку не сохранилось никаких документов, приоткрывающих
завесу над личной жизнью писателя. Зато читатель получает широкую картину
окружения Шекспира, нравов той эпохи, узнает, каким был Шекспир в
повседневной жизни.
Иных читателей может разочаровать то обстоятельство, что многие
документы свидетельствуют о том, как заботился великий драматург об
имущественном достатке. До сих пор живо романтическое представление о
великих поэтах как о существах не от мира сего, парящих в поднебесье,.
Документы показывают, что Шекспир не был таким. Да, он прилагал усилия к
тому, чтобы заработать достаточно денег для приобретения недвижимости, купил
самый лучший каменный дом в Стратфорде, приобрел несколько земельных
участков.
Для того чтобы правильно оценить эти факты, надо вспомнить то, что
говорилось выше о положении Уильяма Шекспира как драматурга. Г. Ибсен, Б.
Шоу, Г. Гауптман могли обеспечить себя творческим трудом. Шекспиру это не
было дано. Достаточно сказать, что за \"Гамлета\" он получил, по-видимому,
десять фунтов стерлингов. Даже если учесть, что тогда деньги стоили раз в
тридцать дороже, то едва ли можно считать такой гонорар достаточным за
пьесу, признанную впоследствии едва ли не самой популярной в мировом
репертуаре. Получив единовременную плату, драматург больше не имел от пьесы
никакого дохода. Ему не платили за повторные исполнения ее, не получал он
ничего и за издание пьесы.
Как же обеспечивал себя Шекспир? Он жил на доходы от участия в
актерском товариществе. Шекспир вложил свои средства в общую кассу
актеров-пайщиков. Часть: средств пошла на аренду земельного участка, на
когором был построен театр, другая часть - на постройку самого здания; надо
было оплачивать текущие расходы по организации представлений, нанимать
актеров на второстепенные роли. Таковы были основные статьи расхода труппы.
Самую малую долю составляла плата за новые пьесы.
Доход же состоял из денег, которые сборщик получал у входа в театр с
посетителей. Из суммы сбора вычитались деньги на покрытие расходов, а
остаток делился между актерами-пайщиками соответственно доле, внесенной в
общий капитал.
Деловой стороной труппы занимался не Шекспир, а, по-видимому, кто-то
другой - одно время Огастин Филипс, потом Джон Хеминг. Но свою долю Шекспир
исправно получал и вкладывал, как сказано, в недвижимость. Нет ничего
зазорного в том, что он проявил достаточно деловитости в накоплении
имущества, позволившего ему жить безбедно.
Ошибемся ли мы, предположив, что Шекспир стремился к независимости?
Ему, человеку низкого звания и общественного положения, хотелось занять
такое место в обществе, которое делало бы его сравнительно свободным и
независимым от вышестоящих по сословному положению и богатству. В его время
многие не чурались самых бесчестных средств для обогащения. Даже философ Ф.
Бэкон был отстранен с высокого государственного поста за то, что брал
взятки. Документы показывают, что в имущественных делах Шекспир был
совершенно чист. Вот на что следует обратить внимание тем, кому покажется,
что имущественные дела занимают слишком много места в шекспировской
документации. Более того, документы же говорят о том, что, обладая
средствами, Шекспир, когда это требовалось, помогал землякам и они были
уверены в том, что к нему можно обращаться с просьбой ссудить деньги.
Не приходится отрицать, что факты и документы раскрывают прозаическую
сторону жизни Шекспира. Но эта сторона есть в биографии всех великих поэтов
и писателей. Только у многих из них мы знаем и другие стороны, поэтому
пренебрегаем прозой их жизни. почетное
место в ряду их принадлежит драматургу Николасу Роу (1676-1718).
Страница:
[ 1 ] 2 3