Если сопоставить, каким видят Гамлета те, кто сочувствует ему, то окажется, что у каждого свое представление о нем. Добавим к этому, что есть и такие, кто, высоко ценя трагедию Шекспира как художественное произведение, отнюдь не восторгается Гамлетом как человеком. Английский поэт и критик Т. С. Элиот (1888-1965) пришел к выводу, что разноголосица мнений о «Гамлете» вызвана несовершенством художественного строя трагедии. Его мнение отражает взгляд на искусство, согласно которому идея произведения должна быть определена автором четко и не вызывать разногласия у читателей.
Россия тоже не осталась в стороне от увлечения Гамлетом. Этому особенно способствовало потрясающее исполнение роли датского принца замечательным русским актером-романтиком Павлом Степановичем Мочаловым (1800-1848) на сцене Московского Малого театра в конце 1830-х годов. Оно произвело огромное впечатление на В. Г. Белинского. В статье «Гамлет, драма Шекспира», Мочалов в роли Гамлета» (1838 г.) критик запечатлел, как играл Гамлета знаменитый актер. Читая статью, чувствуешь, что великий критик очень лично воспринял трагедию. Он переживал тогда сложный период своего идейного развития, и хотя между его жизненной ситуацией и судьбой шекспировского героя не было ничего общего, Белинский, как и Мочалов, почувствовал гамлетовские душевные страдания так, как если бы они были его собственными. Белинский утверждал, что образ Гамлета имеет общечеловеческое значение: «Гамлет!., понимаете ли вы значение этого слова? – восклицает Белинский, – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…»:!.
Такие люди есть, и некоторые из них были знаменитыми. Одним из первых глубоко проник в душевный мир Гамлета, остро почувствовал мучившие его противоречия величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), с большой симпатией писавший о герое Шекспира. Английский поэт-романтик Семюэл Тейлор Колридж (1772-1834) признавался, что в чем-то сам подобен Гамлету.
Чтобы понимать Гамлета и сочувствовать ему, не нужно оказаться в его жизненной ситуации – узнать, что отец злодейски убит, а мать изменила памяти мужа и вышла за другого. Конечно, те, чья судьба хотя бы отчасти подобна гамлетовской, более живо и остро почувствуют все, что испытывает герой. Но даже при несходстве жизненных ситуаций Гамлет оказывается близким читателям, особенно если они обладают духовными качествами, подобными тем, которые присущи Гамлету,- склонностью вглядываться в себя, погружаться в свой внутренний мир, болезненно остро воспринимать несправедливость и зло, чувствовать чужую боль и страдание как свои собственные.
Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека. Шекспир-мыслитель предстает в этом произведении во весь спой гигантский рост. Вопросы, которые ставит трагедия, имеют поистине общечеловеческое значение. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету», ища в нем подтверждение взглядов на жизнь и мировой порядок.
Однако «Гамлет» привлекает не только тех, кто склонен размышлять о смысле жизни вообще. Произведение Шекспира ставит острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер. Ситуации трагедии и особенно мысли и переживания ее героя глубоко задевают души читателей и зрителей. « Как истинно художественное произведение, «Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, а .каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе.. Сила трагедии подтверждается не только ее популярностью у читателей, но и тем, что вот уже почти четыре столетия она занимает одно из первых, если не самое первое место в репертуаре театров стран западной цивилизации! а теперь завоевывает и сцены театров других культур. Постановки трагедии неизменно привлекают зрителей, а мечта каждого актера – исполнить роль героя этой трагедии. Популярности «Гамлета» в последние десятилетия много способствовала экранизация его в кино и показы на телевидении.
Конечно, есть творения искусства, о смысле которых не спорят. Но встречаются создания великих мастеров, не столь ясные. «Гамлет» принадлежит к числу таких. Это получило отражение в критике. О трагедии написано огромное количество книг и статей.
Гамлет стал любимейшим героем, когда широко распространилась романтическая чувствительность. Многие стали отождествлять себя с героем трагедии Шекспира. Глава французских романтиков Виктор Гюго (1802-1885) писал в своей книге «Вильям Шекспир»: «На наш взгляд, «Гамлет»- главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтом, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Бывают часы, когда в своей крови мы ощущаем его лихорадку. Тот странный мир, в котором он живет,- в конце концов наш мир. Он – тот странный человек, каким мы все можем стать при определенном стечении обстоятельств. Он воплощает неудовлетворенность души жизнью, где пет необходимой ей гармонии».
Библиография литературы о «Гамлете», составленная А. Рейвеном, насчитывает более двух тысяч работ, опубликованных между 1877-1935 годами. За пятьдесят лет, прошедших с тех пор, появилось еще столько же. Конечно, далеко не все написанное о «Гамлете» равноценно.
Черты Гамлета находил в русских людях И. С. Тургенев, что получило выражение в его произведении «Гамлет Щигровского уезда» (1859). Русским Гамлетом был, по замыслу А. П. Чехова, герой его драмы «Иванов». Образ Гамлета получил отражение в поэзии Александра Блока. В более близкое нам время актером, играющим Гамлета, ощущал себя Борис Пастернак.