Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любви, ее жизни. Тайна эта не только в том, кому были посвящены бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «голубоглазый юноша». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи, тем проще это установить. Но тайна заключается в том, почему сонеты Шекспира привлекают нас, людей ХХI века? Значит, о настоящем, чистом, общечеловеческое писал творец, когда и в настоящий момент это так волнует. Значит, сумел проложить тропинку от своего к нашему сердцу.

Шекспир начал писать сонеты в ранний период своего творчества — первый период, который принято называть оптимистичным.

Шекспир бывал частым гостем в замке графа Саутгемптона. Тут очаровывали глаз картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, неслась музыка итальянских композиторов, звучали сонеты великого флорентийца Петрарки. Душа жаждала чего-то высокого и прекрасного — почему же не испытать себя в жанре сонета, ведь в четырнадцати строках этого стихотворения может вместиться вселенная!

Шекспир не терпел манерных писаний, ему не нравилось, когда поэты воспевали искусственную любовь и красоту: ведь рядом существовало земное, реальное прекрасное. Сначала Шекспир писал сонеты, которые читал только ближайшим друзьям, потому они долго не печатались.

Две основных темы развивает Шекспир в своих сонетах: тему дружбы и тему любви.

Не хотелось бы прибегать к ключам, которые откроют дверцы с ответом: кто те люди, о которых пишет Шекспир, существовали ли конкретные лица, это ли творение фантазии поэта?

Хочется взять ключ от других таинственных дверей: «Что есть для Шекспира дружба и любовь? Каким нужно быть, когда любишь и когда дружишь?», когда ты «презренен и судьбой, и людьми»?

Как радостно читать, что дружба — это наибольший подарок судьбы. И я выкрикиваю вслед за Шекспиром:



Я променять никогда бы не хотел

Твою любовь на славу королей.

Эти конечные строки 29-го сонета нужно знать каждому, кто хочет быть настоящим другом!

Лирический герой сонетов умеет быть благородным: его наилучший друг забрал у него любимую, но он не сердится, он умеет прощать. Его любовь — «это звезда ведущая» (сонет 116).

Сначала удивляет своим содержанием сонет 130 — кажется, что Шекспир не хочет красивого слова сказать о женской красоте.

Но найден ключ! Любимая — это настоящая земная женщина, она такая, как и кто-либо, но она любимая, потому самая милая от всех красавиц.

Прошли возрасты, изменились люди, стали другими вкусы и идеалы, а сонеты Шекспира волнуют и до сих пор. Потому что вечной является искренность человеческих чувств, настоящая дружба и искренняя любовь. Это и есть, вероятно, тот ключ, которым можно отворить двери, за которыми живет «вечная тайна» сонетов Шекспира.