Возможно, что еще в ранней юности Шекспир завязал знакомство с какими-либо странствующими актерами и начал мечтать о работе в театре, но пока что ему приходилось заниматься совсем другими делами. Отец нуждался в грамотном помощнике, и четырнадцатилетний Вильям был вынужден оставить учение, чтобы помогать отцу в лавке и на складе. Дела отца шли все хуже и хуже, он залез в долги и никак «е мог выпутаться. Одно время Джон Шекспир даже боялся показываться в церкви, чтобы не быть схваченным и посаженным в тюрьму. Вильяму пришлось работать по найму: учеником у лавочника, писцом у адвоката, репетитором.
Восемнадцати лет он женился на дочери одного из окрестных фермеров. Появились дети. Забот все прибавлялось, нужда росла. Казалось бы, крепкие узы приковал Шекспира к Стретфорду. Но мог ли он смириться с таким беспросветным существованием? И пришел такой день, когда молодой Шекспир покинул родной город и отправился в многолюдный Лондон. Предание гласит, что он бежал ночью, тайком, скрываясь от гнева помещика Томаса Люси, в заповеднике которого он будто бы осмелился охотиться, нарушив запреты. Мало того, рассказывали, что, вместо того чтобы покаяться, молодой Шекспир написал сатирическую балладу, в которой высмеял спесивого и скупого помещика. Слуги сэра Томаса, подкараулив дерзкого поэта, избили его и пригрозили, что этим дело не кончится: нарушителю не уйти от преследований разъяренного помещика. Нельзя поручиться за достоверность этого предания. Вернее, что Шекспир покинул Стретфорд по доброй воле. Он отправился в Лондон на поиски заработка, на поиски своего места в жизни, на поиски счастья.
О первых годах его скитаний в Лондоне ничего достоверного не известно. Снова приходится довольствоваться преданием. Оно гласит, что Шекспир стерег лошадей джентльменов во время театральных представлений и тем зарабатывал на жизнь. Достоверно одно: с двадцати лет он навсегда связал свою жизнь с театром. Может быть, он странствовал с какой-нибудь бродячей труппой, что дало ему возможность повидать людей и жизнь. И, конечно, он все время учился, учился не в школе, учился сам: читал, наблюдал, схватывал на лету все новое, что носилось в воздухе. Эти годы были его университетами. Необыкновенные годы в истории Англии. Пора больших надежд и ожиданий. Раздвигались старые горизонты, рушились привычные представления о мире. Как будто вольные ветры широких морских просторов ворвались в жизнь туманной Англии, и туман средневековых верований заколебался и, казалось, вот-вот разорвется.
Все больше английских купцов и мореплавателей направлялось в дальние опасные рейсы. Планы обогащения сочетались с мечтами о подвигах во славу Англии. А внутри страны не прекращались заговоры феодальной .реакции. В 1587 г. по решению королевского суда была обезглавлена Мария Стюарт за участие в очередном заговоре против Елизаветы. Совершив эту казнь, правительство Англии бросило вызов феодально-католическому миру. В следующем году Испания снарядила против Англии свой флот - Непобедимую Армаду. Сто тридцать тяжелых кораблей - самый сильный флот в Европе XVI в. - выступили против шестидесяти легких английских парусников. Но парусники отличались большей маневренностью в бою, и после двухнедельных боев Непобедимая Армада была побеждена. Буря довершила ее разгром.
Страна ликовала, Подъем патриотических чувств заставлял забывать о многом тяжелом и мрачном в жизни. И поэты в цветистых стихах, и актеры на подмостках театров славили могущество королевской власти, наводившей порядок в стране, усмирявшей своевольных феодалов и побеждавшей внешних врагов.
Очень популярны стали пьесы на сюжеты из истории Англии, так называемые хроники. Они и раньше были в репертуаре странствующих трупп и постоянных театров: «Смутное царствование короля Джона», «Славные победы Генриха V». Но теперь спрос на них увеличился. Складывалась английская нация, складывалось национальное самосознание, и вопросы истории стали жгучими и современными. В прошлом искали ответов к настоящему, ключей к будущему. В это время в Лондоне уже существовало несколько постоянных общедоступных театров. Первый из них был построен еще в 1576 г. Джемсом Бербеджем, он так и назывался «Театр», рядом с ним скоро возник другой - под названием «Куртина». А в восьмидесятые годы число их достигло девяти. Кроме того, существовали закрытые театры двора и знати.
Театры соперничали между собой, им нужны были все новые и новые пьесы. Еще недавно актерская братия довольствовалась традиционным репертуаром, а новые пьесы изготовляла своими силами. Творчество для театра не относили тогда к области литературы. Пьесы редко печатали, авторское право на них не было закреплено и узаконено. Владельцы театров платили драматургу два, позднее - четыре фунта стерлингов за пьесу, и она переходила в собственность труппы. А старые театральные тексты считались общим достоянием. Их постоянно подновляли и переделывали. Но росли требования публики, рос интерес к театру, росла и молодая драматургия. К писанию пьес владельцы театров стали привлекать профессиональных литераторов, кустарные поделки уже не удовлетворяли зрителей.
В годы молодости Шекспира, когда он начинал свой театральный путь в труппе Бербеджа, лондонской публике уже были известны имена поэтов-драматургов: Томаса Кида, Роберта Грина, Кристофера Марло.
Особенно выделялся ярким талантом Кристофер Марло. Ровесник Шекспира, он с ранней юности обнаружил блестящее дарование. Сын сапожника из Кентербери, Марло окончил Кембриджский университет, в 19 лет имел ученую степень, а в 23 года сделался магистром наук. Примерно в это же время он создал первое свое драматическое произведение «Тамерлан Великий».
Герой трагедии Марло - могучий, волевой человек. Ум его блещет, страсти кипят. Степной пастух Тамерлал становится покорителем мира. Необъятную силу человеческой личности, размах дерзаний прославлял Марло и в других своих трагедиях. Героям его поистине не страшны ни бог, ни черт. Все познать, открыть все тайны мира стремится ученый Фауст, продавший душу дьяволу и заставивший дьявола служить себе. Реальное земное счастье, величие всепобеждающего ума герой Марло предпочел сомнительному загробному блаженству. Марло первый ввел в английскую драму «белый стих», свободный стих без рифмы, отличавшийся большей гибкостью и естественностью и предоставлявший драматургу большую свободу, чем стих, скованный обязательной рифмой. Жизнь Марло оборвалась нелепо и неожиданно. Двадцати девяти лет от роду он погиб от предательского удара ножом. Ходили слухи, что убийство было совершено по приказу тайного совета королевы.
Трагедии Марло были открытием и во многом образцам для молодого Шекспира.
V Шекспир начал литературную деятельность с переделки и обновления пьес своих предшественников. Постепенно эти переделки становились все более значительными. Он совершенствовал композицию, вставлял новые с цены, перекладывал прозу в стихи и, главное, вдыхал и образы героев новое, современное содержание. Жаркие споры вспыхивали между друзьями-литераторами и актерами, когда они встречались в часы досуга В каком-нибудь из кабачков предместий. Кошельки их были тощи, «о зато каким богатством наблюдений, мыслей, талантов владели эти люди! Красноречивые тирады, бурные импровизации перемежались шутками, остротами. Современники рассказывали, что Шекспир, отличавшийся остроумием и гибкостью мысли, побеждал в спорах противников, превосходивших его ученостью.
Они спорили о судьбах театра и о судьбах людей, о том, что такое красота и в чем человеческое счастье. Вероятно, многие из них читали «Утопию» Томаса Мора, замечательную книгу, написанную в начале XVI в. Автор ее, мыслитель и мечтатель, начертал контуры идеального государства, основанного на началах разума и справедливости. Пусть неведомый, фантастический остров Утопия, где живут мудрые и счастливые люди, оставался несбыточной мечтой, но мечта эта была прекрасна.