Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы \"серебряного века\" Анны Ахматовой. Лучшие поэты \"серебряного века\" сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергеевич Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала поэтесса к Пушкину. Каковы же были названные выше обстоятельства? Дело в том, что Анна Ахматова - царскоселка.

Ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий пушкинский дух. Те же Лицей и небо, и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды... Анна Ахматова с самого детства впитала воздух русской поэзии и культуры. В Царском Селе написаны многие стихи ее первого сборника \"Вечер\". Вот одно из них, посвященное Пушкину: Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.

В этом стихотворении отразились особенности восприятия Анной Ахматовой Пушкина - это и живой человек (\"Здесь лежала его треуголка\"), и великий русский гений, память о котором дорога каждому (\"И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов\"). Муза возникает перед Ахматовой в \"садах Лицея\" в отроческом облике Пушкина - лицеиста-подростка, не однажды мелькавшего в \"священном сумраке\" Екатерининского парка. Мы ощущаем, что ее стихи, посвященные Царскому Селу и Пушкину, проникнуты неким особенным чувством, которое можно даже назвать влюбленностью. Не случайно лирическая героиня ахматовской \"Царскосельской статуи\" относится к воспетой великим поэтом красавице с кувшином как к сопернице. Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на ее плечах Лучи скудеющего света. И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной... Смотри, ей весело грустить Такой нарядно обнаженной.

Сам Пушкин подарил бессмертие этой красавице: Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит. Ахматова с женской пристрастностью вглядывается в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и пытается доказать, что вечная грусть красавицы с обнаженными плечами давно прошла. Вот уже около столетия она втайне радуется своей завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем...

Можно сказать, что Анна Ахматова пытается оспорить и сам пушкинский стих. Ведь ее собственное стихотворение озаглавлено так же, как и у Пушкина, - \"Царскосельская статуя\". Это небольшое ахматовское стихотворение критики относят к одному из лучших в поэтической пушкиниане. Потому что Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, - как влюбленная женщина. Надо сказать, что эту любовь она пронесла через всю свою жизнь. Известно, что она была оригинальным исследователем творчества Пушкина. Ахматова так писала об этом: \"Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься... изучением жизни и творчества Пушкина... \"Мне надо привести в порядок мой дом\", - сказал умирающий Пушкин. Ч

ерез два дня его дом стал святыней для его родины... Вся эпоха стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками... Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое\". А. Ахматовой принадлежат многие литературоведческие статьи о Пушкине: \"Последняя сказка Пушкина (о \"Золотом петушке\")\", \"Адольф\" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина\", \"О \"Каменном госте\" Пушкина\", а также работы. \"Гибель Пушкина\", \"Пушкин и Невское взморье\", \"Пушкин в 1828 году\" и другие.

Любовь к Пушкину не в малой степени определила для Ахматовой реалистический путь развития. Когда кругом бурно развивались различные модернистские направления, поэзия Ахматовой порой выглядела даже архаичной. Краткость, простота и подлинность поэтического слова - этому Ахматова училась у Пушкина. Именно такой, подлинной, была ее любовная лирика, в которой отразились многие и многие судьбы женщин, \"великая земная любовь\": Эта встреча никем не воспета, И без песен печаль улеглась. Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо, Уязвленное желтым огнем, И нужнее насущного хлеба Мне единое слово о нем. Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи, - Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви.

Похожие сочинения

  1. Судьба России в поэзии Анны Ахматовой
    Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем...смотреть целиком
  2. Мои любимые страницы поэзии «серебряного века» — Анна Ахматова и Марина Цветаева  Новое!
    В последнее время мы открываем для себя всё больше писателей и поэтов. И уже не представляем свой духовный мир без Александра Блока, Игоря Северянина, Николая Гумилева. Все они — поэты «серебряного века». Их творчество велико и заслуживает обсуждения,...смотреть целиком
  3. Тема любви в поэзии Анны Ахматовой
    Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических...смотреть целиком
  4. Мир поэзии Анны Ахматовой
    При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливого жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве...смотреть целиком
  5. Мемориалы А. А. Ахматовой  Новое!
    «35 лет я прожила в одном из самых прекрасных петербургских дворцов (Фонтанном Доме Шереметьевых) ... и радовалась совершенству пропорций этого сооружения XVIII столетия», — вспоминала Ахматова. Возле музея, в саду, через 40 лет после...смотреть целиком
  6. Мир поэзии Анны Ахматовой
    Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возни¬кает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счаст¬ливую жизнь. Поэты "серебряного...смотреть целиком
  7. Тот город, мной любимый в детстве
    Невозможно представить лирику Анны Андреевны Ахматовой без темы Царского Села и Петербурга. Красота этих мест окружала ее с детства, сформировала в ней художника, и позже поэт отдала в полной мере дань этой красоте. Живя в Царском Селе, Ахматова всем...смотреть целиком