Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что Он идет с ними, а надо, чтобы Другой». В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, разорваны и голые душевно, в крови,«без креста», а другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?». И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок «кого видел, только, конечно, не того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца», то есть Антихриста. И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно настоящий Иисус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла. Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, потому что был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, хорошее, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцати» закончилась в тоске и горе. Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом виде этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белое – угроза черноты

Бледный праведник грозит Содому не мечом – а лилией в щите.

Тема белого подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью над метелью, Снежной россыпью жемчужной». Белое пронизывает весь облик Христа. Но флаг все же кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Черный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер – На всем Божьем свете.

Так кто же все-таки шел впереди красноармейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил Н. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ заключается в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие бедствия, которые принесет революция. Может быть, это он надоумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

Похожие сочинения

  1. Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» была напечатана поэма «Двенадцать» А. Блока. Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму. В день...смотреть целиком
  2. История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением все­го творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала итого­вым произведением в его творчестве, произведением крайне необыч­ным...смотреть целиком
  3. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
    Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ - это один из...смотреть целиком
  4. "Новый" мир в поэме Блока "Двенадцать"
    На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как такового, ещё нет. Уже нет больше «старого» мира, но и ещё не появился тот самый «новый», который является основной целью революции. В описываемом в поэме времени преобладают хаос, неопределённость,...смотреть целиком
  5. Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»
    — Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение — поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции»,...смотреть целиком
  6. Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
    Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из...смотреть целиком
  7. Почему Христос? (по поэме «Двенадцать»)
    Одно не подлежит сомнению: он не имел в виду ничего похожего на традиционное, иконописное изображение Христа. Его Христос — это даже не столько бесплотное видение, сколько некое лирическое представление о чем-то «огромном», величественном, что должно...смотреть целиком