Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму «Двенадцать» — своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.
Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, «голытьба», нынче они — защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель — не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними — «черное, черное небо», в груди — «черная злоба, святая злоба».И тут появляется еще один цвет — красный. Он символизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме вместо красного появляется цвет «кровавый», красноречиво свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира. Видимо, поэтому идеал революционеров — мировой пожар — еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли человеку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
А. Блок — на самом деле величайший поэт, ведь в поэме «Двенадцать» он сумел передать не только «музыку революции», но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.