Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-сим­волист. Этим, наверное, можно объяснить и множество об­разов-символов, наполняющих его поэму «Двенадцать» — своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.

Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный и бе­лый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попада­ем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер.
Белый снег.

Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявле­ние и воплощение в отряде из двенадцати человек. Быв­шие каторжники, «голытьба», нынче они — защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель — не строительство но­вого мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них свя­тым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними — «черное, черное небо», в груди — «черная злоба, святая злоба».И тут появляется еще один цвет — красный. Он сим­волизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме вместо красного появляется цвет «кровавый», красноречи­во свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых тре­бует разрушение старого и построение нового мира. Види­мо, поэтому идеал революционеров — мировой пожар — еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищаю­щее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли чело­веку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!

И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со вре­менем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопро­вождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающе­го начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках по­эмы:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

А. Блок — на самом деле величайший поэт, ведь в поэме «Двенадцать» он сумел передать не только «музыку революции», но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский за­мысел.

Похожие сочинения

  1. Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать".
    "Окаянные дни" - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных...смотреть целиком
  2. Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»
    «Сегодня я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать». Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Создав «Двенадцать», он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и для...смотреть целиком
  3. Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
    «Сегодня я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать». Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Создав «Двенадцать», он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и для...смотреть целиком
  4. Человек в революции
    Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый ветер несётся над бурлящей водой, срывая паруса одиноких кораблей, не успевших укрыться в порту. Некогда безграничное пространство между небом и землёй...смотреть целиком
  5. Душа парила ввысь и там звезду нашла
    О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Александра Блока — целая поэтическая...смотреть целиком
  6. Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    Поэма Блока «Двенадцать» и по сей день вызывает множество споров. Полифоничность ее звучания, множественность концепций восприятия — все это делает поэму загадкой для читателя. Но основным вопросом для читателей поэмы можно обозначить вопрос о Христе...смотреть целиком
  7. Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать»  Новое!
    Богат и разнообразен ритм поэмы «Двенадцать». Он «вбирает в себя и разговорный свободный стих (начало), и фольклорный ритм плясовой частушки («Как пошли наши ребята в красной гвардии служить»), и интонацию мещанского романса («Не слышно шума городского»),...смотреть целиком