Центральный сюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимней ночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают “Зимнюю ночь” Пастернака:

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В поэме Блока тоже горит своя свеча. Это — образ Христа. Христос Блока остается одной из загадок мировой литературы. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле подобно другим фигурам. Другая странность: Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы “недостойны” Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой”.

В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова “На пиру богов”, написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: “Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, “без креста”, в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?” И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок “кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он. назвал, но обезьяну, самозванца”, то есть Антихриста. И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Иисус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое — очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая “звезда Востока” сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире и без чего Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора “Двенадцати” кончилась в тоске и горе: “Слопала-таки... матушка Россия, как чушка, своего поросенка”.

Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него “белый венчик из роз”. Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белизна — угроза Черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом — а лилией в щите.

Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа: он идет “нежной поступью надвьюжной. Снежной россыпью жемчужной”. Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Черный вечер.

Белый снег.

Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Но в самом последнем своем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее — идее свободы:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Этим криком боли и — несмотря ни на что — надежды и закончился творческий и жизненный путь одного из самых трагических “детей страшных лет России”.

Похожие сочинения

  1. История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением все­го творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала итого­вым произведением в его творчестве, произведением крайне необыч­ным...смотреть целиком
  2. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  3. Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»
    «Сегодня я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать». Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Создав «Двенадцать», он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и для...смотреть целиком
  4. Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”
    Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета,...смотреть целиком
  5. Душа парила ввысь и там звезду нашла
    О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Александра Блока — целая поэтическая...смотреть целиком
  6. Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
    Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может...смотреть целиком
  7. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
    Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления...смотреть целиком