Главная драматическая линия произведения связана с очистительной силой революционного движения, с возвышающим красногвардейцев подвигом, который совершается во имя свободы и народа. Своеобразие поэтики Блока, поиски нужного ему образа приводят и к некоторым социальным смещениям, когда художник стремится показать очистительный характер революции. Как известно, это идейно-художественное решение в поэме нашло объяснение в советском литературоведении. Так, можем привести на уроке точку зрения Л. И. Тимофеева: «Субъективно, с точки зрения Блока, этот образ был утверждением революции; поэт стремился показать, что цели революции для него святы, но объективно, вводя в поэму этот образ, он придавал революции неверное освещение». И самого Блока смущало появление Христа под флагом впереди красногвардейцев. Христос из «Двенадцати» очень далек от библейских представлений. Читатели самостоятельно убеждаются в том, что женственность и изнеженность его облика подчеркиваются стилистически неожиданными, «изысканными» эпитетами - «нежной поступью», «россыпью жемчужной». Еще более чуждой деталью для облика «святого страдальца» представляется «венчик из роз» на иконах изображается терновый венец. Белые розы и венчик значительно снижают ореол мученичества. Читатели могут самостоятельно проанализировать построение поэтической речи «Двенадцати». Обратим их внимание на то, что в заключительной строфе возникает необычное стиховое сочетание: вся поэма построена на основе четверостиший и двустиший, здесь же - сложный девятистрочник. В нем прочерчена единственная тройная рифма: пес - роз -Христос. Ироническое созвучие стиховых окончаний разрушает святость видения, придает ему противоречивый характер. Говоря о финале поэмы, покажем суровую правду исторической действительности. Такие литераторы, как 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Д. Философов, когда-то считавшие себя «соратниками» и «приверженцами» Александра Блока, проклинали революцию, предавали анафеме народ, вышедший на улицу. Поэт решительно порвал с теми, кто встал в лагерь врагов революции. Этим людям впереди «толп бунтовщиков» виделся «антихрист». И сочувственно принимаются школьниками слова поэта: * …и там, где огнь гудит, развихрясь, * где стольким видится Антихрист, * он видит все-таки Христа, Насколько же выше их Блок в понимании истории и судеб русского народа! Подчеркнем: противоречия в изображении Христа заключаются и в том, что Блок искал в его облике «символ новой святости». И самое главное - социальный и нравственный идеал революции был уже найден и Блок сам создал его всей идейно-тематической основой поэмы, системой ее сурово-романтических образов. Раскрывая сложность и неоднозначность финала поэмы, отметим мужество поэта в изображении правды своего времени, суровой исторической действительности. Именно заключительные строки привели в особую ярость литераторов, когда-то сотрудничавших с «первым поэтом символизма». Они предавали восставший народ анафеме, составляли проскрипционные списки «бунтовщиков» для белой гвардии, где в числе первых значился и Блок. Отвечая им, поэт писал в послании «3. Гиппиус (При получении «Последних стихов»)»: * Высоко -над нами - над волнами, * Как заря над черными скалами, * Веет знамя - Интернационал. Эти стихи не просто обращают нас к заключительным видениям «Двенадцати», они наглядно свидетельствуют о новых поисках образа, достойного воплотить революцию. Именно в этом произведении Блок сделал качественно новый шаг в своем литературном развитии - родилась первая поэма о социалистической революции. В процессе анализа «Двенадцати» можно дать задания, направленные на разрешение наиболее сложных и важных идейно-художественных моментов произведения: как показан «старый мир» в поэме «Двенадцать»? Каковы социальные и политические контрасты первой поэмы о революции? Как перекликаются мысли Блока, высказанные в статье «Интеллигенция и революция», с образами поэмы «Двенадцать»? Образ Катьки - образ последней героини Блока. Каково отношение к ней, к ее гибели героев поэмы, автора? Какие социально-эстетические противоречия творчества Блока воплощает образ-символ Христа? В чем идейно-художественный смысл поэтического призыва «Революционный держите шаг!»? Какую роль сыграла поэма Блока «Двенадцать» в становлении литературы?