Переделать все. Устроить так, чтобы все стало
новым; чтобы лживая, грязная, скучная,
безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной жизнью.
А. Блок

Великий русский поэт Александр Блок еще задолго до Октябрьской революции предчувствовал гибель старого мира. Как настоящий большой художник, он чутко улавливал все изменения в мире, в обществе. М. А. Бекетова в своей книге воспоминаний о Блоке пишет, как радостно встретил поэт «переворот 25 октября», как верил в очистительную силу революции. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Вера в эту очистительную силу революционной стихии и вдохновила Блока на создание поэмы «Двенадцать». Другое дело, что очень скоро Блок увидел реальные последствия свершившейся революции. Увидел — и ужаснулся. Но в 1917 году он ощущал именно то, что отразил в своей поэме, и это главное.

Говоря о событии, перевернувшем старый мир, Блок применяет смелые новаторские приемы. Вся поэма построена на эффекте контрастов: черного и белого, тьмы и света, старого и нового, низкого и высокого. Грешное соседствует со святым, низменное с возвышенным, сатира с романтикой, частушка с маршем, «паршивый пес» с Иисусом Христом. Таким образом, одной из важных особенностей поэмы является сложное переплетение литературных стилей, многообразие образов и символов. Поэтому «Двенадцать» можно сравнить с музыкальной симфонией — столько в ней многоголосия и разнообразия меняющихся ритмов.

Для характеристики старого и нового автор использует точные яркие, взятые из реальной жизни образы. Так, прогнивший старый мир с его буржуями, витиями, попами, барынями, проститутками для Блока — «паршивый пес», жалкий, трусливый, «поджавший хвост».

В образе двенадцати красногвардейцев, которые идут «без имени святого», Блок показывает силу, сотворившую революцию. Это дети той народной стихии, о которой Блок думает как о могучей, необоримой силе. Вырвавшись на волю, она вершит беспощадную расправу над старым миром. Блок не погрешил против правды. В душах двенадцати смешано все: среди них много людей, одержимых слепой злобой, находивших оправдание любой жестокости, готовых на разбой и поножовщину.Чтобы выразить свое отношение к описываемым событиям, Блок использует контрастную цветовую гамму. Поначалу напряженность борьбы двух миров подчеркивается постоянным противопоставлением двух цветов — черного и белого. «Черный вечер», «винтовок черные ремни», «черное небо», «черная злоба» — и «белый снег», жемчужная россыпь снега, «сугробы пуховые». Старый и новый мир полярны, как день и ночь, как свет и тень. Позднее автор вводит также красный цвет. Во-первых, цвет крови убитой Катьки. Красное на черном фоне — это высший накал темного, эгоистического чувства, это власть низменных инстинктов, разъединяющих людей, ввергающих их в кровавую вражду. Вторично красное пятно возникает на белом фоне в революционной стихии, призванной уничтожить «страшный» мир.

Блок — лирический поэт. Однако в поэме «Двенадцать» почти нет авторской речи, нет лирического героя. Он перевоплощается в рассказчика, свидетеля, летописца происходящих событий. Поэтому строки поэмы «Двенадцать» наполнены просторечными словами и оборотами, народными песнями и частушками, пестрят призывами, раздающимися с противоположных сторон. И в этом заключается еще одна особенность поэмы «Двенадцать».

Блок принял революцию 1917 года как проявление народной, космической стихии («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови...»). Отсюда — захватывающий дыхание «полет над бездной», задыхающийся, судорожно-прерывистый ритм поэмы. Художественный мир поэмы многозначен. Неоднозначен и ее финал. Существуют разные мнения: то ли это гимн революции, то ли наоборот — предчувствие ее ужасных последствий. Блок отразил в своей гениальной поэме историческую действительность такой, какой она была.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
    В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать...смотреть целиком
  2. История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением все­го творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала итого­вым произведением в его творчестве, произведением крайне необыч­ным...смотреть целиком
  3. Тема революции в поэме Блока “12”
    “Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления...смотреть целиком
  4. Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...смотреть целиком
  5. Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    В поэме четко ощущают­ся два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из не­посредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия рево­люции как «мирового пожара». Начало поэмы вводит...смотреть целиком
  6. Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”
    Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета,...смотреть целиком
  7. Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План)  Новое!
    Творческая судьба Александра Блока. (Первоначально художник элитарной культуры, оторванный от повседневности, живущий иллюзиями и отвлеченными идеями; постепенный поворот его к «образам жизни», отход от мифологических схем; прозрение относительно жестокостей...смотреть целиком