Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

А. Блок

По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и его поэзия, художе­ственная манера написания произведений.

А. Блок начинал свой творческий путь как поэт-симво­лист, стараясь хотя бы в своей поэзии достичь мечты, иде­ала Вечной Женственности, который, по его мнению, сумел бы преобразить и окружающий мир. Но постепенно он зашел в тупик и обратился к миру земному, в его творче­стве появились черты реализма. И тут поэта подхватила революция, чью «музыку» он давно слышал своим чутким сердцем, ненавидя мещанский, буржуазный мир, но не зная, как с ним бороться, как изменить. Именно разрушение этого старого, но уже отжившего свое, больного мира ярко отобразил А, Блок в своей поэме «Двенадцать».

В этом произведении А. Блок не стремился выразить свое отношение к революции, его задачей было максималь­но объективно показать эту переломную эпоху. Ненавист­ный поэту старый мир представлен в виде нищего, парши­вого, голодного пса, сопровождающего бойцов революции и не желающего отставать. Он так упорно плетется сзади, что мы понимаем: дело в самих участниках революции, которые еще пропитаны старыми принципами и привыч­ками — «новые» люди рождаются постепенно, в результа­те мучительных противоречий, замены отживших устано­вок более совершенными.
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!

Нет человека, которого не затронула бы революция, по­скольку она была связана с коренными изменениями всего общества, а для Блока — и целого мира, поэтому в такое переломное время людям тяжело устоять на ногах:
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!

Представители старого мира — буржуи, долгополые «товарищи попы», дамы в каракуле, писатели-витии — не могут ничего предпринять против натиска новых револю­ционных сил, они лишь причитают или злословят: «Ох, большевики загонят в гроб!», «Предатели!», «Погибла Рос­сия!», «Уж мы плакали, плакали...»Но кто же они — борцы и участники революции? А. Блок не идеализирует их, не выставляет в лучшем, чем они есть, свете:
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

«Бубновый туз» — это знак каторжника, разбойника. Так вот каковы эти защитники Революции! Перед нами — образы разрушителей, пусть даже и старого мира. Они еще не знают, что у них впереди. Над ними «черное, черное небо», перед ними — непроглядная тьма, в сердцах только
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

Эти люди восстали против отжившего, больного, мерт­вого, но вместе с тем они готовы стрелять и по бывшему когда-то для них самих дорогим, святым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Но ведь ломать — не строить! Революция не может победить, лишь разрушая, не предлагая ничего взамен. Этим солдатам предстоит переплавить в первую очередь себя и лишь затем сможет измениться мир. А это очень болез­ненный, сложный и кропотливый процесс. Наверное, по­этому всю поэму насквозь пронизывает ветер — символ стихийного начала, поднявший революцию и хозяйничаю­щий не только на улицах города, но и в душах бойцов за новый мир.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Этот ветер постепенно перерастает во вьюгу, которая уже мешает, а не помогает, сбивает с ног, не дает людям видеть друг друга. Хочется верить, что солдаты революции устоят перед стихией, сумеют найти новые опоры, провоз­гласить новые, созидательные принципы, ведь
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной поступью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос!

Похожие сочинения

  1. Тема революции в поэме Блока “12”
    “Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления...смотреть целиком
  2. История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением все­го творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала итого­вым произведением в его творчестве, произведением крайне необыч­ным...смотреть целиком
  3. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  4. Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать»
    Отношение Ахматовой к этой лирической поэме Блока было, по-видимому двойственным. По сообщению Д.Е.Максимова, она усматривала в ней немало “звездной арматуры”, т.е. безвкусия, характерного по ее мнению для модернистского искусства начала ХХ в. С другой...смотреть целиком
  5. Личные трагедии в поэме «Двенадцать»
    Мысль Блока о несоизмеримости «личных трагедий» с величием происходящего своеобразно (с поправками на сюжет и характер) отозвалась в истории Петрухи. Нельзя сказать, что поэт осуждает Петруху. Скорее он жалеет его. И душевная мука этого отчаявшегося,...смотреть целиком
  6. Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
    По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их...смотреть целиком
  7. Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...смотреть целиком