— Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

А. Блок

В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение — поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе — противопоставлении двух цветов — белого и черного, двух миров — старого и нового.
Черный вечер, Белый снег.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер — На всем божьем свете!
Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.

Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто?—Длинные волосы '
И говорит вполголоса:

— Предатели! — Погибла Россия!

Должно быть, писатель — Вития...

И ОПЯТЬ...ветер веселый

И зол, и рад...
Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди

В оба.

Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.

В зубах — цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!
И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:

— Ишь, стервец, завел шарманку.

Что ты, Петька, баба, что ль?

— Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

—Поддержи свою осанку! —

Над собой держи контроль!

— Не такое нынче время,
Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос — символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира — шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.

Похожие сочинения

  1. Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...смотреть целиком
  2. «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция
    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами". В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о...смотреть целиком
  3. Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    Поэма Блока «Двенадцать» и по сей день вызывает множество споров. Полифоничность ее звучания, множественность концепций восприятия — все это делает поэму загадкой для читателя. Но основным вопросом для читателей поэмы можно обозначить вопрос о Христе...смотреть целиком
  4. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»
    Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой...смотреть целиком
  5. "Новый" мир в поэме Блока "Двенадцать"
    На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как такового, ещё нет. Уже нет больше «старого» мира, но и ещё не появился тот самый «новый», который является основной целью революции. В описываемом в поэме времени преобладают хаос, неопределённость,...смотреть целиком
  6. Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать»
    1919 год. Литературный вечер в холодном большевистском Петрограде. «Прочтите «Двенадцать»! — голос из зала. «Я не умею читать «Двенадцать», — сухо отвечает Александр Блок. Эта поэма появилась в год, когда Россия испытывала невиданные до сих пор...смотреть целиком
  7. Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)
    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами". В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о...смотреть целиком