Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «Во время и после окончания «Двенадцати»,- свидетельствовал поэт,- я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)». И еще:«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях- природы, жизни и искусства».
Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся стихий «Ветер, ветер - и на всем божьем свете!»,«Ветер хлесткий»,он «гуляет»,«свищет»,«и зол и рад», и разыгралась что-то вьюга», и ох, пурга какая, спасе!» и так далее. Очевидно, что образы ветра и метели романтичны и имеют символический смысл. Символична и вся система образов поэмы- от первого до крайне неожиданного последнего. Сам автор «Двенадцати» отказался от попыток рационально-логического объяснения своего произведения.
Многие в поэме-ошеломляюще-неожиданно. «Мерцающий» смысл поэмы не подчиняется законам линейной логики- это, пожалуй, одно из главных свойств смысло-пораждения в поэме. Резкое противопоставление двух миров- «черного» и «белого», старого и нового- с полной определенностью выявляется в первых двух главах поэмы: в первой главе- сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуя, старушки, барыни в каракуле, гулящей Катьки, а во второй главе- коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей «новой власти» и защитников «новой жизни». Блок не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, сознательно подхватившие революционные лозунги («революционный держите шаг!») и готовые исполнить свой долг. С другой стороны- в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!
Вся сюжетная линия- нелепое убийство одним из красногвардейцев (Петрухой) своей любовницы Катьки- тоже в большой степени отражает неуправляемость поступков красногвардейцев и вносит в ее колорит трагическую окраску. Блок видел в революции не только ее величие, но и ее «гримасы»; свое восприятие революции он выразил в статье «Интеллигенция и революция».
Человеку, впервые читающему поэму «Двенадцать», несомненно, будет непонятно окончание поэмы.
Так идут державным шагом-
Позади- голодный пес,
Впереди- с кровавым флагом,
И за вьюгой не видим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
Финальный образ Христа не просто многозначен, но и создан соединением противоречащих друг другу характеристик. Поэтому он не поддается рассудочной расшифровке.
Многозначна и семантика «цветовых» деталей образа Христа: «кровавый флаг» вызывает ассоциации не только с цветом революционных знамен, но и с пролитой кровью, «белый венчик из роз» может быть истолкован как деталь аллегорического образа мадонны или как принадлежность похорон, как символ забвения и ухода, в конечном счете,-смерти.
Революционная стихия подается Блокам в освещение двух не сочетающихся правд. С одной стороны, это правда внешнего раскрепощения социальных низов. С другой стороны- это правда духовного освобождения от унизительной власти низменно-телесного в человеке, от биологических инстинктов, от бойцовских рефлексов. Носитель этой правды отсутствует вплоть до последнего явления. Они, персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, он- над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом и над историей. Земля и небо остаются разобщенными.
В композиции персонажей поемы тот же принцип контраста и дисгармонии. Участники патруля- низы общества, голытьба. Их обрисовка- минимум заостренных, экспрессивных деталей. Тот же принцип «портретирования» господствует в обрисовки Ваньки, Катьки, в коротких характеристиках периферийных персонажей (старушки, барыни в каракуле). Предельный случай контраста зарифмован в конце: «Голодный пес» и «Иисус Христос». Убийство Катьки, в центре поэмы- стихийный акт, не являющийся для убийц преступлением только потому, что они- «дети природы», воплощение глубинных «низменных» стихий, для них не существует нравственных норм.
Динамика поэмы- резкость острых стилевых столкновений. Принцип цветового или ритмического контраста, сбоя. Смещения заявлен уже первой строфой
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер-
На всем божьем свете!
Автор часто чередует стихотворные размеры, а местами и отказывается от них. В этом проявляется общий ритмический принцип поэмы; приме раешного стиха, использованного в поэме
Старушка убивается- плачем,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий- раздет, разут
Поэма политична и многоголосна. В единое художественное целое объединены автономные, почти свободные стихи, каждый из которых имеет свою интонацию, размер, тему: выкрики, призывы, частушка; многие строфы обрываются на полуслове. Повторяющаяся пауза играет очень важную роль в поэме: она создает ощущение огромного пространства, насыщенного грозового воздуха.
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
-А Ванька с Катькой- в кабаке
так же повторение можно выделить на протяжении нескольких частей поэмы в следующих строках: «революционный держите шаг!//Неугомонный не дремлет враг!». Это характеристика красногвардейцев.
Лексика поэмы отличается вызывающей злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого стиля, подчеркнутый отказ от интеллигентщины (… шоколад Миньон жрала). В поэме звучат интонации марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично слилось в единое целое, что Блок в день завершение поэмы, 29 января 1918 года, дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я- гений».
Поэма Блока собирает важнейшие мотивы его творчества: страшного мира, разбушевавшейся стихии, наконец, надежды на мистическое преображение жизни. Однако, автор отказывается приводить эти мотивы «к общему знаменателю», примирять контрастные начала, он резко сталкивает «низкое» и «высокое», действительность и мечту.
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. «Мы умираем, а искусство остается»,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященному Пушкину. Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако поэт сам утверждал что не «угрюмство »-суть его творчества. Она в служении будущему. И в своем последнем стихотворение «Пушкинскому дому» (февраль 1921г) поэт снова напоминает нам об этом
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
«Если вы полюбите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем»
А. Блок.

Похожие сочинения

  1. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  2. Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”
    Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился...смотреть целиком
  3. Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”,...смотреть целиком
  4. Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
    Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме....смотреть целиком
  5. "Новый" мир в поэме Блока "Двенадцать"
    На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как такового, ещё нет. Уже нет больше «старого» мира, но и ещё не появился тот самый «новый», который является основной целью революции. В описываемом в поэме времени преобладают хаос, неопределённость,...смотреть целиком
  6. Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
    Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может...смотреть целиком
  7. Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать»  Новое!
    Драматическая поэма «Двенадцать» была создана после долгих размышлений поэта о судьбах Родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий...смотреть целиком