Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути.
Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. («Певец далекой жизни песен странник» «ждет призыва», ищет ответа; он уже ясно слышит «далекий гул в своем пути»; уже тогда он знает, что «в мятежный час» «сбросит сон».)
Усиление гражданских мотивов в творчестве Блока между двумя революциями. (Жадный интерес к общественной жизни, участие в революционных манифестациях 1905 года, выход поэта из состояния уединенности и созерцания; пробуждение чувства кровного родства с народом; постепенное осознание общественной ответственности писателя; реальные картины жизни в поэзии Блока: «Сытые», «Ночная фиалка», «На железной дороге», «Поздней осенью из гавани...», «Осенний день»; сострадание к жизни маленького человека: «Работай, работай, работай», «На чердаке», «Русь», «Россия», «Два века».)
Предчувствие Блоком близких социальных перемен. (Увлечение Блока мыслями о промышленном развитии России; представление Блока о близком будущем России как о «великом возрождении под знаком мужественности и воли», как о «сдвиге всех сил», торжестве «великой Демократии».)
Поэма «Двенадцать» — отражение духовных поисков поэта и его современников в период слома эпох.
Принятие Блоком революции. (Вера в стихию революции, которая сметает «страшный» старый мир, ощущение им «слитного шума» от крушения старого мира. Призыв Блока «всем сердцем» слушать революцию.)
Романтизация революции. (Революция в России — это начало «мирового пожара», который, разгораясь все шире, захватит Запад и Восток, «пока не запылает и не сгорит весь старый мир дотла» на всей Земле; уверенность в том, что мир «уже перестроился», и даже если старый мир сумеет собрать силы, он вскоре рухнет непременно.)
Понимание Блоком двойственности стихии революции. (Революция — испытание человека в тот момент, когда «безобразное» сталкивается с «прекрасным»; жажда справедливой и прекрасной жизни может обернуться неуправляемостью чувств и желаний; бурный поток способен смести не только старый мир, но и самих носителей новой жизни.)
Вера поэта в очистительную силу стихии революции. (Новое рождается только в преодолении боли и страданий; старый человек был человеком инстинктов, неосознанного, эгоистического поведения, в старом обществе все проблемы разрешались путем насилия; со «свободой без креста»; разрушить старый мир вокруг — еще не все; главное — разрушить старый мир в самом себе.)
Воплощение в поэме «Двенадцать» представлений Блока о долге художника. (Задача художника — постичь смысл происходящего, проникнуть в его суть, сказать об этом людям, России, всему миру.)