Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути.

Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. («Певец далекой жизни песен странник» «ждет призыва», ищет ответа; он уже ясно слышит «далекий гул в своем пути»; уже тогда он знает, что «в мятежный час» «сбросит сон».)
Усиление гражданских мотивов в творчестве Блока между двумя революциями. (Жадный интерес к общественной жизни, участие в революционных манифестациях 1905 года, выход поэта из состояния уединенности и созерцания; пробуждение чувства кровного родства с народом; постепенное осознание общественной ответственности писателя; реальные картины жизни в поэзии Блока: «Сытые», «Ночная фиалка», «На железной дороге», «Поздней осенью из гавани...», «Осенний день»; сострадание к жизни маленького человека: «Работай, работай, работай», «На чердаке», «Русь», «Россия», «Два века».)
Предчувствие Блоком близких социальных перемен. (Увлечение Блока мыслями о промышленном развитии России; представление Блока о близком будущем России как о «великом возрождении под знаком мужественности и воли», как о «сдвиге всех сил», торжестве «великой Демократии».)

Поэма «Двенадцать» — отражение духовных поисков поэта и его современников в период слома эпох.

Принятие Блоком революции. (Вера в стихию революции, которая сметает «страшный» старый мир, ощущение им «слитного шума» от крушения старого мира. Призыв Блока «всем сердцем» слушать революцию.)
Романтизация революции. (Революция в России — это начало «мирового пожара», который, разгораясь все шире, захватит Запад и Восток, «пока не запылает и не сгорит весь старый мир дотла» на всей Земле; уверенность в том, что мир «уже перестроился», и даже если старый мир сумеет собрать силы, он вскоре рухнет непременно.)
Понимание Блоком двойственности стихии революции. (Революция — испытание человека в тот момент, когда «безобразное» сталкивается с «прекрасным»; жажда справедливой и прекрасной жизни может обернуться неуправляемостью чувств и желаний; бурный поток способен смести не только старый мир, но и самих носителей новой жизни.)
Вера поэта в очистительную силу стихии революции. (Новое рождается только в преодолении боли и страданий; старый человек был человеком инстинктов, неосознанного, эгоистического поведения, в старом обществе все проблемы разрешались путем насилия; со «свободой без креста»; разрушить старый мир вокруг — еще не все; главное — разрушить старый мир в самом себе.)

Воплощение в поэме «Двенадцать» представлений Блока о долге художника. (Задача художника — постичь смысл происходящего, проникнуть в его суть, сказать об этом людям, России, всему миру.)

Похожие сочинения

  1. Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)
    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами". В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о...смотреть целиком
  2. Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
    Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные, а нередко и всякие ложно-психологические мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля Блока позволяет ему свести до минимума описательность...смотреть целиком
  3. Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
    Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете...смотреть целиком
  4. Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”
    Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился...смотреть целиком
  5. Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”
    Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета,...смотреть целиком
  6. Восприятие революции в поэме «Двенадцать»  Новое!
    Поэма «Двенадцать» была написана в январе 18 года (начал 8-го - кончил 28 января). Блок говорил об этом времени: «… в последний раз отдался стихии». «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами - и прислушивался к той «музыке революции», к...смотреть целиком
  7. Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    В поэме четко ощущают­ся два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из не­посредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия рево­люции как «мирового пожара». Начало поэмы вводит...смотреть целиком