Каждый из нас знает о событиях октября 1917 года. В учебниках истории эта дата обозначается не иначе как "Великая Октябрьская социалистическая революция". Нам, живущим в XXI веке, эта пафосная фраза мало что говорит. Нам, живущим в относительно стабильное и спокойное время, не понять тех, кто когда-то услышал "музыку революции", уловил "ветер перемен". Для них, отстаивающих свои права и свободы, это было воистину великим событием, историческим моментом, на всю жизнь запечатлевшимся в памяти.
Одним из величайших и талантливейших поэтов, творивших в то время, является Александр Александрович Блок. Он встретил события февраля, а потом и октября 1917 года восторженно. В отличие от многих своих соратников - поэтов и писателей, он повернулся к революции лицом; постарался понять и принять ее такой, какой она была. Видя в ней искры «мирового пожара», который вот-вот должен охватить и Европу, писатель придает ей особое, центральное место в своем творчестве. В этом «пожаре», как считает автор, должен сгореть «старый» мир со всей его несправедливостью и жестокостью. После этого, очистившись от всего отжившего и мертвого, Россия приобретет новый облик, настанет время «нового» мира. Многие его современники, писатели и поэты, и даже близкие друзья не поняли его - посчитали его взгляды предательскими. Но поэт не стремился приукрасить существующие реалии, он лишь хотел максимально точно и объективно описать события революции, скрупулезно занести, словно в личный дневник, все свои мысли и убеждения. Поэму "Двенадцать", написанную им в начале 1918 года, А. Блок посчитал своим лучшим творением.

В конце 19 века на смену реализму, как литературному течению, приходит новое направление - символизм. В своей основе новое течение имело идеалистическую концепцию двоемирия, а также творческие искания зарубежных поэтов-символистов. А. Блок идейно относился к так называемым "младшим символистам", деятельность которых приходилась на начало ХХ века.Сущность символизма составляли три элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Это и объясняет многие моменты в поэме. В основу произведения положена идея двоемирия, параллельного существования двух миров: "старого" и "нового", революционного. Между двумя мирами - конфликт, который неминуемо должен кончиться чьей-то гибелью.

"Старый" мир - это патриархально-помещичья Россия, существовавшая до революции вот уже несколько веков. Автор отождествляет ее с "барыней в каракулях", старушкой, непонимающей «зачем столько бумаги извели» на плакаты, «товарищем попом» и «писателем, витий». Все они - осколки буржуазного прошлого, отжившего.Собирательным образом, которым и представлен весь «старый» мир, является голодный, бездомный «шелудивый пес»:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост…
Пес бежит за красногвардейцами, патрулирующими ночные улицы, пытается вместе с ними пролезть в "новый" мир:
...Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстает -
Пес голодный - пес безродный.
Вся поэма построена на контрастах. И в противоположность им, представителям "старого" мира, на контрасте изображаются новые люди - двенадцать красногвардейцев. Красногвардейцы являются предвестниками рассвета новой жизни, новой эпохи. Своим шествием по ночным улицам они закрывают старую эпоху, рушат "старый" отживший мир; и открывают новую - эпоху глобальных перемен и новых испытаний. Этот отряд бывших каторжников в финале поэмы приобретает ореол святости, ибо возглавляет их не больше не меньше, как сам Иисус Христос:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной поступью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос!
Но и сам образ "новых" людей - двенадцати - неоднозначен. Противоположны, контрастны сами по себе начало пути двенадцати иего конец.В самом начале поэмы перед нами предстает обычная "голотьба", преступники и воры:
В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Выражение "бубновый туз" - устаревшее, ранее оно означало знак каторжника, преступника. Отправляясь "раздувать мировой пожар революции", открывать новую эпоху, они совершают по дороге убийство и не совсем лицеприятные действия:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голотьба!
Эти люди восстали против старого, бренного мира и его обитателей. Вместе с этим они отреклись от всего, даже от того, что когда-то им было дорого и свято:
…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
На данный момент - это внутренне опустошенные, безнравственные люди, отрекшиеся от всего святого. Разрушая все старое, они ничего не строят, не предлагают что-то взамен. Революция требует от них жертв, и она ее получает в лице Катьки - возлюбленной одного из двенадцати. Ради свободы Петр убивает ее. Но ради какой свободы, во имя чего?
И что мы видим в финале, когда у бывшей шайки преступников появляется свой предводитель? Перед нами теперь не воры и убийцы, а 12 апостолов нового, революционного времени. Контрастными и символичными одновременно предстают цветовые образы поэмы:
Черный вечер.
Белый снег.
Эти цветовые символы противопоставлены друг другу. Поэма вся наполнена черным цветом, который очень многозначен. Что хотел сказать автор обилием этого мрачного цвета? Черный - это символ темного, злого начала. Это и хаос, и разбушевавшаяся стихия - как снаружи, так и внутри человека. Черный цвет символизирует и бездуховность и внутреннюю пустоту красногвардейцев в самом начале пути. И все же, в финале поэмы звучит надежда на революцию. Эта надежда и воплощается в белом цвете. Белый снег, падающий с небес, словно очищает двенадцать: пробуждает духовность, выводит к свету. Вообще белый цвет всегда был символом чистоты, святости и надежды.
То, к чему ведет революция - светло и радужно, а посему и оправдываются многочисленные жертвы и разруха, принесенные ею.
Контрастна сама по себе и сила, толкающая двенадцать на борьбу:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба.

Да, злость и ненависть движет "новыми" людьми. Сама по себе злость греховна, наказуема высшим судом. Но Блок сумел преобразовать грех до святости, придать злобе оправдание. Многое вынесли на своих плечах и крестьяне, и рабочие, много унижений пережили они. И теперь настал час справедливости: всем воздается по заслугам. Для чего Блок использовал прием контраста, противопоставляя одно - другому? Думаю, это помогало ему путем сравнения доказать преимущества "нового" мира, а с ним и спасительную силу революции в целом. Конечно, сравнивая добро со злом, прошлое с будущим, черное с белым всегда выбираешь лучшее. Так и здесь: представляя "новый" мир в лучшем свете, А. Блок настраивает читателя на ненависть к прошлому, отжившему и несовершенному миру. Но мы-то знаем из уроков истории, что "новый" мир так и не удалось построить. И порой то, что принесла с собой революция, нельзя было ничем оправдать.

Похожие сочинения

  1. Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» была напечатана поэма «Двенадцать» А. Блока. Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму. В день...смотреть целиком
  2. Тема революции в поэме Блока “12”
    “Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления...смотреть целиком
  3. В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"?
    Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые...смотреть целиком
  4. Поэма «Двенадцать» Блока
    Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «Во время и после окончания «Двенадцати»,- свидетельствовал поэт,- я несколько дней ощущал физически,...смотреть целиком
  5. "Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
    Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания,...смотреть целиком
  6. Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План)  Новое!
    Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути. Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. («Певец далекой жизни песен странник» «ждет призыва», ищет ответа; он уже ясно слышит «далекий...смотреть целиком
  7. Позиция автора в поэме «Двенадцать»  Новое!
    Поэма предельно четко высветила политическую позицию автора. Однако процесс создания поэмы был сложен, и Блок, хотя и слышал «гул» и «музыку» революции и вокруг и в самом себе, не всегда умел разобраться в водовороте событий, но уже не мог откладывать...смотреть целиком