Одно из самых известных произведений А. Блока — поэма «Двенадцать» — посвящено поэтическому осмыс­лению революционных событий.

Прием контраста — излюбленный прием Блока. Во мно­гих его произведениях прекрасное вырисовано на фоне уродливого, утонченное соседствует с грубым, мистика с обыденной реальностью. Не изменил себе поэт и в своей непростой поэме.

Контраст в поэме «Двенадцать» начинается с «цвето­вого решения»: все произведение, говоря языком живо­писи, выдержано в трех контрастных цветах — черном, белом и красном. Первые же слова поэмы создают этот цветовой фон: «Черный вечер. Белый снег». И на этом фоне

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате — плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!» —

очевидно, традиционного красного цвета. И дальше по тек­сту цветов не прибавляется до самого финала. Мы видим лишь черное небо, черные стволы винтовок, красные флаги и красную Катькину кровь на белом снегу. Да еще крас­ный огонь «мирового пожара», что собираются «раздуть» революционеры. Жесткость и резкость нарисованной этими цветами картины событий тем более бросается в глаза, что такая палитра совершенно не характерна для Блока — любителя смутных полутонов.

Контрастируют между собой и персонажи. Поместив «барыню в каракуле» рядом с бродягой и нищей старуш­кой в одной строфе, Блок напомнил о пропасти, разделя­ющей их в социуме.

Контрастирует лихой частушечный ритм отрывка:



Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить —

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

с его мрачным содержанием. Тут же и «горе-горькое, сладкое житье», и «рваное пальтишко» с «австрийским ружьем», дополняющие контрастную картину революци­онной жизни.

Контраст составляют также настроение и реплики са­мих Двенадцати и второстепенных персонажей. Реши­тельные* нарочито громкие, ступающие к одной им ве­домой цели ровным, «державным» шагом, двенадцать патрульных проходят мимо растерянной старушки кото­рая «как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб», воскликнув, что «большевики загонят в гроб»; мимо ба­рыни в каракуле, которая жалуется другой: «Уж мы пла­кали-плакали...» — и неуклюже падает; мимо «буржуя», согнувшегося безмолвным вопросительным знаком; мимо писателя, говорящего вполголоса: «Предатели! Погибла Россия!». О чем «убивается, плачет» старушка? А барыня о ком плакала? О чем молчцт «буржуй»? И кого называ­ет предателями писатель? Уж не о том ли они скорбят, к чему так уверенно прокладывают путь Двенадцать с бодрым кличем «Вперед, рабочий народ!»?

Только этот клич эхом отдается в пустынных улицах, и одно эхо ему вторит. Потому что «Не слышно шуму городского,Над невской башней тишина», город замер, вместо того, чтобы приветствовать рабочий народ.

Но самый разительный прием контраста — в самом названии поэмы, заставляющем читателя вспомнить о двенадцати библейских апостолах и сравнить их челове­колюбие, духовность и самоотверженность с жестокостью, грубостью и беззаконием новых апостолов. Контраст до­стигает кульминации в загадочном финале поэмы, когда сквозь бурю и размеренный, тяжелый «революцьонный» шаг «нежной поступью надвьюжной» проходит «в белом венчике из роз» Иисус Христос. И чувствуется, что эта легкая поступь победит, переживет какой угодно топот сапог, и этот венчик из роз не сомнет сталь винтовок, не тронет мороз.

С помощью приема контраста Блок подчеркнул проти­воречивые настроения в обществе того времени, полярное восприятие революционных событий разными людьми.



Похожие сочинения

  1. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  2. Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
    В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать...смотреть целиком
  3. Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»
    «Сегодня я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать». Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Создав «Двенадцать», он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и для...смотреть целиком
  4. Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”
    Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета,...смотреть целиком
  5. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение)  Новое!
    Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое...смотреть целиком
  6. Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
    Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может...смотреть целиком
  7. “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.)
    К. Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление...смотреть целиком