Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко на ту же тему. Не совсем понятна настойчивость тех, кто вновь и вновь возвращается к этой тематике. Тем не менее даже в "заказном" творчестве большого художника всегда есть искры таланта.
Трудно поверить в эйфорию утонченного эстета Блока перед новыми правителями России — неграмотными оборванцами и уголовниками, выпущенными большевиками из тюрем. Цветаева, например, сориентировалась быстро:
Свершается страшная спевка,
Обедня еще впереди,
Свобода — гулящая девка
На шалой матросской груди.
Марина еще вернется в Россию. Чтобы кончить свою жизнь в петле. Блок же писал Зинаиде Гиппиус, у которой хватило ума эмигрировать:
Рожденные в гада глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть? ;
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота — то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
"Роковая пустота" сменялась надеждами и сомнениями. Лучшие представители интеллигенции перемалывались революционным молохом. "Революцьонный держите шаг, неугомонный не дремлет враг". Враг не дремал. Власть перешла к Учредительному собранию. Буржуй стоял, "как пес голодный". Бандиты из ЧК стреляли просто бандитов. Тельняшки и черные бушлаты наводили ужас. "В тайник души проникла плесень, но надо плакать, петь, идти..." А везде "ветер, ветер... На всем белом свете".
Ветер был черным, снег — белым. "Черный ветер, белый снег. На ногах не стоит человек".
Матросня изливала хмель в частушках. Поэт вставлял их в поэму:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
В Чрезвычайной комиссии для расстрелов выделили гараж. Чтоб не так громко были слышны выстрелы и крики обреченных, заводили двигатель старого "форда". Трещал мотор, трещали выстрелы. В Поволжье в период голода, спровоцированного большевистским правительством, были случаи людоедства. От дистрофии погибло семьдесят процентов населения. Адмирал Колчак, дворянин, ученый, отважный полярный исследователь, пытался навести порядок в Сибири. Его расстреляли у реки Иркут. Эта река славится своими омутами...
Поэма складывалась трудно. Чужие, примитивные ритмы, как казалось Блоку, передавали ритмику нового времени. Но талант поэта был столь высок, что он действительно передал и страх, и разруху, и разгул — все то, без чего не обходится революция. Он уловил рваную музыку того времени, и уже поэтому поэма вошла в историю.
Думается, что Блок, как многие поэты, уже предчувствовал нечто, когда писал в 1905 году:
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!
Современные вандалы предпочитали маузер.
Разворачивайтесь в марше, Словесной не место кляузе, Тише ораторы, ваше Слово, товарищ маузер.
Маяковскому, возможно, было легче. Он в пятнадцать лет читал "Капитал". Блок в этом возрасте читал другую литературу. (Впрочем, Маяковский разрешил сомнения прямолинейно, при помощи браунинга.)
Блок же очень любил жизнь.
О, я хочу безумно жить,
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне...
Сказал. И не только юноша. И хорошо, что хватило поэту мужества поставить впереди отряда, идущего в обреченность ошибочного общества, Иисуса — "в белом венчике из роз".

Похожие сочинения

  1. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  2. Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
    Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные, а нередко и всякие ложно-психологические мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля Блока позволяет ему свести до минимума описательность...смотреть целиком
  3. Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”,...смотреть целиком
  4. Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать"
    Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А.Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка во что-то...смотреть целиком
  5. Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать».
    Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как...смотреть целиком
  6. КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
    И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное...смотреть целиком
  7. Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного...смотреть целиком