Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока “Двенадцать” .
Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, “ветер веселый” олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число “двенадцать” отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме — это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.
Еще один художественный прием — кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.
I и XII главы соотнесены между собой. ВI главе происходит I сужение реального пространства. Сначала это весь мир:
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг “Вся власть Учредительному Собранию”), наконец, отдельные прохожие: старушка, “буржуй на перекрестке”, “товарищ поп” и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.
В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!
Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду.

А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.
Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб, а также ввести образ Христа, с которым связана главная идея поэмы: революция воспринимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.
В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому мы можем рассматривать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, данную в I главе (“Черный ветер. Белый снег”):
...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим...
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Образ Христа является выражением того белого цвета, который мы заметили в самом начале произведения, воплощением светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом революционных дней. Отряд — это двенадцать апостолов революции. А голодный пес — символ всего темного, что остается в старом мире, за дверью, за спинами этих солдат.
Однако может озадачить кровавый флаг в руках Христа, не просто красный, а именно кровавый. Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки следует обратиться к композиции произведения.
Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна: много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат залихватские крики:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!..
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
А. Блок показывает, что пролитие крови — событие повседневное для того времени. Нельзя, конечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови. Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни революции, поэтому у него в руках кровавый флаг.
Еще один композиционный прием — постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша (“Вперед, вперед, рабочий народ!”), и частушки (“Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!”), и романса (“Не слышно шуму городского...”), и панихиды (“Упокой, Господи, душу рабы твоея...”).
В своей работе мы остановились лишь на тех композиционных приемах, которые, на наш взгляд, наиболее ярко выражают замысел автора. Но даже они убедительно доказывают, что композиция несет важную смысловую нагрузку и играет одну из главных ролей в раскрытии идейного содержания художественного произведения.


Похожие сочинения

  1. Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
    В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать...смотреть целиком
  2. Тема революции в поэме Блока “12”
    “Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления...смотреть целиком
  3. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
    Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ - это один из...смотреть целиком
  4. Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать»  Новое!
    Кроме знаков препинания, интонации, с которой мы прочитаем то или иное предложение, большое значение для правильного осмысления и требуемого восприятия стиха, текста, словосочетания имеют смысловые и ритмические контрасты. Причем и те и другие могут...смотреть целиком
  5. Душа парила ввысь и там звезду нашла
    О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Александра Блока — целая поэтическая...смотреть целиком
  6. Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать»  Новое!
    Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-сим­волист. Этим, наверное, можно объяснить и множество об­разов-символов, наполняющих его поэму «Двенадцать» — своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные...смотреть целиком
  7. Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать»
    Отношение Ахматовой к этой лирической поэме Блока было, по-видимому двойственным. По сообщению Д.Е.Максимова, она усматривала в ней немало “звездной арматуры”, т.е. безвкусия, характерного по ее мнению для модернистского искусства начала ХХ в. С другой...смотреть целиком